Сеть «Красное и белое» собралась на биржу. Алкомаркеты рассчитывают на оценку в $20 млрд
Mercury Retail Group, владеющая сетью алкомаркетов «Бристоль» и «Красное и белое», планирует в ближайшие месяцы провести публичное размещение акций (IPO). Компания уже выбрала банки для выхода на биржу, среди них есть российские «Сбер» и ВТБ. Алкогольный ретейлер рассчитывает на оценку активов в $20 млрд. Впервые о планах Mercury превратиться в публичную компанию стало известно в июле, когда она за рекордные 97 млрд рублей продала «Магниту» группу «Дикси».
Как узнал Bloomberg, Mercury Retail Group провела предварительные переговоры с инвесторами. Выход на биржу может состояться в ближайшие месяцы, самое позднее — в начале 2022 года. По данным источников агентства, организаторами предстоящего IPO выступят банки JPMorgan, Bank of America, ВТБ, Сбербанк и «Ренессанс Капитал».
По сведениям Infoline, на алкосети Mercury Retail Group приходится более половины выручки всех российских алкогольных ретейлеров. В 2020 году «Красное и белое» увеличило продажи на 26,4%, до 490,5 млрд рублей. У «Бристоль» выручка выросла на 25%, до 136,4 млрд рублей. Кроме алкоголя, эти магазины у дома продают также продукты питания и сигареты.
Собеседники Bloomberg сообщили, что Mercury рассчитывает на оценку своих активов в $20 млрд.
Чего ждать инвесторам
По мнению Валдиса Вулдорфса из отдела трейдинга Aravana Capital Management, стоимость акций алкогольного ретейлера может быстро вырасти в два-три раза по сравнению со стартовой ценой. Эксперт отмечал в июле, что бренд «Красное и белое» узнаваемый, прямых конкурентов у него мало, а ассортимент рассчитан на массового покупателя.
«Если со старта не задерут цену, то будет ощутимый рост, без падения. Далее при грамотном управлении полученными финансами можно будет нарастить долю рынка, что впоследствии даст ещё больше дохода», — говорил Вулдорфс.
Финансовый аналитик TradingView Игорь Кучма считает, что ретейлера могут оценить в 245 млрд рублей ($3 млрд). Однако эксперт посоветовал внимательнее изучить бизнес компании.
Размещение Mercury на бирже может быть похоже на IPO дискаунтера Fix Price, считает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. «Красное и белое» также работает в низком ценовом сегменте, который сейчас чувствует себя лучше всего из-за падения реальных доходов россиян.
В свою очередь, аналитик ФГ «Финам» Артемий Шамшуков предупредил, что условия для алкогольного бизнеса со временем ухудшаются. По его словам, Россия — один из европейских лидеров по снижению потребления алкоголя. С 2010 года потребление алкогольных напитков среди россиян старше 15 лет упало на треть.
Кроме того, на стоимость алкоголя всё больше будет влиять государство, добавил эксперт. Ранее правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому акциз на алкогольные напитки будет расти в 2023 и 2024 годах.
IPO после продажи «Дикси»
Сеть «Красное и белое» появилась в 2006 году, её основал челябинский предприниматель Сергей Студенников. В 2018 году алкоретейлер превзошёл по темпам открытия магазинов торговую сеть «Магнит».
В январе 2019 года владельцы группы компаний «Дикси» и сети «Бристоль» Игорь Кесаев и Сергей Кациев решили объединить свои активы со Студенниковым и создать Mercury Retail Group. В 2021 году группа решила избавиться от «Дикси», продав его «Магниту» за 97 млрд рублей.
Фото: скриншот/ Яндекс-карты