secretmag.ru
Опубликовано 19 июля 2021, 22:06
4 мин.

Владельцы сети «Красное и белое» решили выйти на IPO. Что может ждать их акции

Группа компаний Mercury Retail Group, которой принадлежит сеть магазинов «Красное и белое», планирует вывести алкогольного ретейлера на биржу. Сам бизнес оценивается примерно в 245 млрд рублей. Чего ждать от IPO ретейлера из российского топ-3 и стоит ли вообще вкладываться в алкогольный бизнес, «Секрет» узнал у экспертов.

Владельцы сети «Красное и белое» решили выйти на IPO. Что может ждать их акции

Сеть магазинов «Красное и белое» начала подготовку к IPO, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источники на рынке и в инвестиционных кругах. По данным издания, совладельцы Mercury Retail Group Игорь Кесаев, Сергей Кациев и Сергей Студенников будут готовы к первоначальному размещению акций «Красного и белого» сразу после закрытия сделки по продаже сети магазинов «Дикси» её конкуренту «Магниту».

Сейчас владельцы сети обсуждают размер IPO и другие параметры. По данным издания, на биржу планируют выпустить 15–20% акций, как это было в истории с Fix Price. С учётом дополнительного размещения (SPO) в свободном обращении может оказаться 25–30% акций. Что о возможном размещении думают эксперты и аналитики?

«Инвесторам стоит дважды взвесить все за и против»

Есть факторы, которые сегодня играют против алкогольного бизнеса в России, полагает аналитик ФГ «Финам» Артемий Шамшуков. Первый и главный: РФ — один из европейских лидеров по снижению потребления алкоголя. Так, с 2010 года потребление алкогольных напитков среди россиян старше 15 лет сократилось почти на треть (32%), с 15,8 до 10,8 л.

Этот тезис подтверждает и исследование, которое провели учёные Калифорнийского университета. Они опросили 8 млн подростков с 1976 по 2016 год и выяснили, что нынешние молодые люди (поколение Z) намного реже пробовали алкоголь до совершеннолетия, чем их предшественники. Выходит, что тенденция по сдерживанию роста потребления алкоголя в России может продолжиться, резюмировал эксперт.

Наконец, государство активно вовлечено в ценообразование в алкогольной индустрии, добавляет он. Кабмин внёс в Госдуму законопроект, согласно которому акциз на алкогольные напитки будет расти и дальше — в 2023–2024 годах.

«В ситуации, когда спрос на продукцию если и будет повышаться, то медленно, а цены будут расти (чему помимо общей инфляции сегодня способствует введение новых акцизов со стороны государства), инвесторам стоит дважды взвесить все за и против, прежде чем становится акционерами любой компании данной индустрии», — сказал Артемий Шашуков.

«IPO "Красного и белого" зависит от тайминга»

«Красное и белое» — это классическая история роста, рассказал «Секрету» президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Ретейлер работает в низком ценовом сегменте, который сейчас чувствует себя лучше всего из-за падения реальных доходов населения в последние 8 лет.

С этой точки зрения похожее IPO у Fix Price, обращает внимание эксперт: там тоже высокие темпы роста и фокус на нижний ценовой сегмент. В итоге параметры размещений будут похожими: разместят 20% капитала, также будут похожими мультипликаторы.

По мнению Манкевича, разница может быть в площадке размещения: если Fix Price разместилась в Лондоне, то «Красное и белое» может выбрать в качестве площадки либо только Московскую биржу либо биржу Гонконга или Нью-Йорка. Лондон очень многое потерял из-за Брекзита и теперь почти по ликвидности существенно уступает Гонконгу, добавляет он.

«Если смотреть на Fix Price, то их акции упали с момента IPO на 15%, и пока предпосылок для разворота нет, но на длинной дистанции компания будет расти лучше рынка и её стоимость будет повышаться, — резюмировал Виталий Манкевич. — IPO "Красного и белого" зависит от тайминга: в конце года рынки традиционно растут и это может помочь акциям двигаться вперёд».

«"Красное и белое" может улететь в два-три раза от стартовой цены»

Руководитель отдела трейдинга Aravana Capital Management Валдис Вулдорфс назвал четыре киллер-фичи алкогольного ретейлера: сеть очень быстро растёт, бренд — узнаваемый, прямых конкурентов — мало, а ассортимент рассчитан на массового покупателя.

«Если со старта не задерут цену, то будет ощутимый рост, без падения. Далее при грамотном управлении полученными финансами можно будет нарастить долю рынка, что впоследствии даст ещё больше дохода, — сказал он. — В кулуарах также муссируется слух о том, что вскоре продуктовым магазинам запретят продавать алкоголь, вот от этой новости "Красное и белое" может улететь и в два, и в три раза от стартовой цены».

«IPO "Красного и белого" выглядит оппортунистическим шагом»

Учитывая тот факт, что прошлогодний выход на рынок Ozon и Fix Price окончился относительным успехом, проведение IPO сетью магазинов «Красное и белое» выглядит оппортунистическим шагом, полагает финансовый аналитик TradingView Игорь Кучма.

Бизнес ретейлера можно оценить в 245 млрд рублей, однако эксперт советует разобраться в IPO немного глубже:

  • взглянуть на отчётность компании не только за прошлый год, но и за первые два квартала нынешнего;

  • понять, зачем компания собирается провести первичное публичное предложение.

«Рано говорить о какой-то инвестиционной стратегии. В плане перспектив, если в России разрешат онлайн-торговлю алкогольными напитками, то ретейлера ждёт небывалый рост продаж, что также скажется на интересе инвесторов», — сказал Игорь Кучма.

Обычно появление нового эмитента на бирже вызывает определённый ажиотаж, акции приобретаются по высокой стоимости, а затем приходят к балансу в зависимости от показателей компании, добавил аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов. Так же будет наверняка и с бумагами «Красного и белого», считает он. Эксперт отмечает, что рынок алкоголя в РФ имеет стабильные показатели, объёмы продаж растут, поэтому вложения в эти бумаги могут принести прибыль инвестору.

Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Фото: depositphotos.com/kseniasol