Россия и ЕС договорились разблокировать транзит в Калининград
Евросоюз (ЕС) и Россия договорились о транзите грузов в Калининград. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на высокопоставленных источников с российской стороны. По их словам, Брюссель предоставил документ, который «полностью удовлетворил» Москву. В бумаге, в том числе, говорится, что нельзя ограничивать перемещение грузов между частями России. Эту меру могут даже специально прописать в новом, седьмом пакете санкций.
Литва заблокировала транзит грузов в Калининградскую область через свою территорию по железной дороге 18 июня, объяснив это санкциями ЕС.
Сейчас же источники рассказали «Известиям», что в начале июля ЕС представил РФ черновик документа, который бы разрешил транзит в Калининградскую область.
«В этом документе сказано, что нельзя ограничивать перемещение грузов между субъектами РФ, то есть все товары, идущие в область, будут выведены в виде исключения из санкционных списков. Речь идёт как о ж/д, так и об автомобильном транзите», — сказал источник «Известий».
Согласование финального документа идёт уже «несколько недель», добавил он. «Литва никак не хочет согласиться на компромисс, который предлагает ЕС. Во многом позицию Вильнюса определяют США, оказывающие на него давление. Вопрос сейчас на рассмотрении у литовской стороны», — заключил собеседник.
Глава Комитета Совфеда по международным делам Григорий Карасин заявил, что Москва рассчитывает на то, что вопрос урегулируют. «Мы же с вами оптимисты, мы должны рассчитывать на то, что здравый смысл у наших европейских партнёров возобладает и они смогут справиться с безудержным желанием литовских руководителей проявить "смелость и жесткость"», — подчеркнул сенатор.
Ещё один высокопоставленный источник «Известий» рассказал, что исключения для Калининграда собираются специально прописать в седьмом пакете санкций против России, который ЕС хочет принять в июле.
«Как они (представители ЕС) сообщили на переговорах, в седьмом пакете они хотят отдельно прописать исключение для Калининградской области. То есть это не будут пояснения или поправки к действующему пакету, вступившему в силу 17 июня, это будет отдельно указано, чтобы было легче согласовать исключения на голосовании», — пояснил собеседник.
Программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев считает такой шаг «разумным решением».
«Может, будут внесены поправки в решение и регламент № 833 от 2014 года — скорее всего, введут пояснение к комплементации этого регламента, укажут, что под понятие транспортировки и трансфера не подпадает транзит. Но для внесения поправок нужно консенсусное голосование. Либо могут в седьмом пакете санкций прописать. Это, как ни парадоксально, будет сделать проще — не городить голосования по отдельным исключениям, а просто внести их в очередной пакет», — пояснил эксперт.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич думает, что Литва будет отстаивать введённые запреты до конца.
«Степень доверия (со стороны России) Брюсселю ещё сохраняется, но Литве никакого доверия нет уже много лет. Вильнюс — непредсказуемый партнёр по переговорам. Но если Брюссель захочет заставить, то, конечно, может выкрутить руки Литве, и тогда она пропустит товары», — заявил эксперт «Известиям». Он также считает, что за литовским решением ввести санкции на транзит на самом деле стоят США и Британия.
Обновление. В Еврокомиссии заявили, что не ведут переговоры с Россией по калининградскому транзиту.
Тем временем 11 июля Литва расширила перечень запрещённых к провозу в Калининград товаров. Решение связано со вступлением в силу санкций ЕС, предусмотренных четвёртым пакетом. В литовской таможне рассказали, что теперь запрещён транзит цемента, древесины, алкоголя и промышленных химикатов на спиртовой основе.
Представитель МИД России Мария Захарова пообещала предпринять жёсткие меры в ответ на запрет доставки подсанкционных грузов через Литву в Калининград.