Российский бизнес потерял больше половины выручки из-за коронавируса

09 мая в 12:03

Оборот малого и среднего бизнеса в России упал в апреле более чем вдвое. Сильнее всего пострадали фитнес-центры, магазины одежды и обуви, а также салоны красоты и стоматологические клиники.

Специалисты ИТ-компании «Эвотор» проанализировали данные 650 000 онлайн-касс по всей России, сопоставив ежемесячную выручку в 2020 и 2019 годах. Исследование показало, что оборот малого и среднего бизнеса в апреле 2020 года упал на 54% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом аналитики отмечают, что снижение началось ещё в марте: тогда падение составило 10%.

Наиболее сильно от пандемии коронавируса и связанных с ней ограничительных мер пострадали предприятия в сфере торговли непродовольственными товарами, модной индустрии и услуг. Так, выручка фитнес-центров упала в апреле на 90% (на 19% в марте), магазинов одежды — на 88% (на 28% в марте), магазинов обуви — на 87% (на 41% в марте), салонов красоты — на 85% (на 22% в марте), а стоматологических клиник — на 72% (в марте на 9%).

Также значительный урон был нанесён турагентствам, чей оборот рухнул в апреле на 89% (на 55% в марте), и мини-гостиницам, потерявшим 72% выручки (25% в марте). В свою очередь, магазины домашнего текстиля не досчитались 77% своего прошлогоднего оборота (14% в марте), продавцы оптики — 72% (20% в марте), цветочные магазины — 65% (6% в марте), а ювелирные магазины — 52% (в марте отмечался рост на 1%).

Помимо прочего, сократился оборот магазинов электроники (52%), магазинов стройматериалов (51%), хозяйственных магазинов (38%), магазинов канцтоваров (42%) и зоомагазинов (на 36%). Одновременно россияне стали больше экономить на товарах повседневного спроса: выручка несетевых супер- и мини-маркетов снизилась на 30%, продуктовых лавок — на 16%, табачных киосков — на 29%, алкомаркетов — на 16%.

В Москве из-за более строгих ограничительных мер показатели упали ещё сильнее: оборот малого бизнеса сократился в апреле на 79% по сравнению с прошлым годом. При этом выручка фитнес-центров и магазинов обуви снизилась на 97%, салонов красоты — на 92%, салонов оптики и магазинов цветов — на 86%, а табачных киосков — на 80%.

«От пандемии пострадали практически все сегменты малого бизнеса. Сейчас список пострадавших отраслей составляется на основе кодов ОКВЭД. Но есть более объективные критерии оценки ущерба от кризиса. В список господдержки необходимо включать все предприятия, принудительно закрытые государством, а также предприятия, выручка которых упала в апреле 2020 года более чем на 30% относительно средневзвешенной выручки за месяц в четвертом квартале 2019 года», ― подчеркнул генеральный директор «Эвотора» Андрей Романенко.

Российские власти утвердили список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей 6 апреля. В перечень тогда включили авиа- и автоперевозки, развлекательную сферу, физкультуру и спорт, турбизнес, общепит, дополнительное образование, организаторов конференций, ремонт электроники, химчистки, а также салоны красоты.

Позже правительство расширило список, добавив в него раздел «Деятельность в области здравоохранения», куда были включены стоматологические клиники. Также к числу пострадавших отнесли кинотеатры, музеи, зоопарки и розничных торговцев непродовольственными товарами.

В мае глава Счётной палаты Алексей Кудрин призвал правительство поддержать весь малый и средний бизнес, а не только предприятия из списка пострадавших отраслей. По его мнению, объём третьего пакета мер поддержки экономики должен превышать 1 трлн рублей.

Фото: Publicdomainpictures, CC0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе