Российские власти захотели сдерживать цены на продукты по-новому
Минпромторг России решил заняться регулированием закупочных процессов между ретейлерами и торговыми сетями. В министерстве задумались о том, чтобы обязать торговые сети и их поставщиков перейти с тендеров на прямые контракты. Чиновники считают, что это поможет сдержать цены на продукты, предполагают в министерстве. Но сами ретейлеры опасаются, что инициатива посеет раздор между производителями и торговыми сетями и наоборот приведёт к повышению цен.
22 сентября на совещании с представителями торговых сетей замглавы Минпромторга Виктор Евтухов задал вопрос о причинах роста цен на овощи, яйца и мясо птицы. Ретейлеры ответили, что работают с поставщиками по тендерам, а там не дают более низких цен на опт. При этом большинство поставщиков не готовы работать по прямым контрактам, указали продавцы. По итогам встречи Евтухов поручил департаменту развития внутренней торговли выяснить, есть ли возможность обязать сети и поставщиков заключать прямые договоры, сообщил РБК.
Прямые договоры содержат объёмы, условия и цены поставок, а также учитывают инфляцию. Такие контракты дают возможность заблаговременно спланировать сезонные изменения цен, но не учитывают внезапные колебания спроса, погодные или другие внешние обстоятельства. Именно поэтому на продукты с высоким спросом и низким сроком хранения, а также биржевую продукцию (сахар, растительные масла и др.) чаще заключаются тендеры.
Тендеры могут проводиться с различной частотой. Это даёт возможность производителю быстро переориентироваться в условиях внешних факторов: мирового роста цен, погоды, внезапного ажиотажного спроса, изменений в законодательстве. То есть поставщик может регулировать цены и объёмы закупки в рамках рыночных отношений.
Позиция ретейла
Один из участников совещания, представляющий ретейл, отметил, что обязательство заключать прямые договоры может «посеять раздор между производителями и сетями». По его словам, Минпромторг пытается зафиксировать цены насильно, так как участники рынка добровольно на это пойти не готовы. Второй представитель ретейла уверен, что отказ от тендеров невыгоден производителям биржевых и сезонных товаров — такая мера может привести к тому, что производители станут закладывать вероятное повышение стоимости в оптовые цены.
По словам руководителя аппарата Картофельного союза Татьяны Губиной, прямой контракт для производителя картошки приоритетнее: в нём зафиксирована формула гибкой цены отгрузки, ассортиментный перечень и внятные правила приёмки. Заключённый весной контракт обязывает производителя поставить определенный объём в определенном ассортименте, а ретейлера — принять его в срок по условиям и цене, которая учитывает все риски. Но пока на заключение таких прямых контрактов идёт только «Магнит».
Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин считает, что производителям выгоднее работать по тендерам или прямым контрактам в зависимости от конкретного товара. Зачастую производители не знают, как у них будет складываться себестоимость, и, чтобы заключать долгосрочные соглашения, нужно иметь прямые контракты с поставщиками, зерна, кормов, витаминов и аминокислот, ветеринарных препаратов, что сложно.
Ранее Федеральная антимонопольная служба пообещала выяснить, за что поставщики платят торговым сетям. Ведомство интересуют деньги за логистику и маркетинг, подготовку продуктов, а также запрещённые промоплатежи за появление товаров на полках. Речь идёт о 24 жизненно важных продуктах: хлебе, молоке, яйцах и т.д. Поставщики утверждают, что избежать поборов нельзя: магазины угрожают убрать их товар с полки.
«Секрет» сообщил, что поставщики продуктов жалуются на рост цен на перевозки и нехватку свободного транспорта. Доставка продуктов, по разным оценкам, подорожала от 10 до 160%. Проблему прорабатывают в Минсельхозе совместно с Минпромторгом и Минтрансом.
Фото: Pexels, Pexels License