Российские бизнесмены признали весну 2020 года самым сложным кризисом последних лет
Каждый пятый российский бизнесмен признался, что весна 2020 года стала для него самым сложным кризисом за последние 12 лет. Даже во время кризиса 2008 года в таком положении оказалось не более 5% предприятий.
Такие данные приводятся в исследовании Райффайзенбанка, опросившего несколько сотен предпринимателей.
Острее всего кризис весны 2020 года ощутили такие отрасли, как туризм, развлечения, красота и здоровье и общепит. В меньшей степени пострадали оптовая и розничная торговля. А лучше всего пережила время коронавирусных ограничений IT-отрасль, которая была под ударом во время кризисов 2008 года и 2014–2015 годов. Наиболее устойчивой ко всем трём кризисам оказалась сфера медицины.
При этом каждый пятый бизнесмен смог воспользоваться предложенными государством мерами поддержки. Самыми востребованными продуктами из антикризисного пакета стали отсрочка по налогам, кредитные каникулы и субсидированные займы на восстановление операционной деятельности.
25% российских предпринимателей планировали обратиться за господдержкой, но не смогли сделать этого — по большей части из-за работы в отраслях, которым поддержка не полагалась. Среди других причин — сложные процедуры получения господдержки и невыгодные условия программ.
Почти 60% из обратившихся за отсрочкой в результате вернулись к привычному графику платежей после окончания её действия, ещё 30% пока пользуются каникулами. Примерно у 6% наблюдаются проблемы с платежами, ещё 6% смогли возобновить платежи по кредитам и налогам досрочно.
Несмотря на то что к осени предприниматели начали отходить от шока «нерабочего периода», многие до сих пор опасаются повторения локдауна, который объявили уже в нескольких странах мира.
Фото: Pixabay, Pixabay License
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!