«QR-код — лишь предлог». Пользователям «Госуслуг» рассказали, как защититься от мошенников
Минцифры прокомментировало информацию о новой схеме телефонного мошенничества с порталом «Госуслуги», когда злоумышленники получают доступ в личный кабинет пользователей под предлогом регистрации QR-кодов. В ведомстве отметили, что всплеска обращений от людей, ставших жертвами такого обмана, не наблюдают. Тем не менее там дали советы гражданам, как защитить свои данные.
О новой схеме телефонного мошенничества ранее рассказал «Коммерсант». Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников портала «Госуслуги» и предлагают привязать QR-код к странице пользователя. Для этого жертву просят продиктовать код из СМС. С его помощью мошенники получают доступ в личный кабинет человека на «Госуслугах». В результате в их распоряжении оказываются данные, которые можно использовать в том числе для оформления кредитов.
В Минцифры отметили, что по такой же схеме мошенники работают, чтобы получить доступ к онлайн-банкам граждан. Злоумышленники воспользовались тем, что о QR-кодах сейчас много говорят.
«В этой схеме QR-код — лишь предлог для звонка, так как сейчас это самая актуальная тема. QR-код появляется в подтверждённой учётной записи автоматически, когда Минздрав передаёт сведения о вакцинации или перенесённом заболевании», — напомнили в ведомстве.
Также там подчеркнули, что сотрудники «Госуслуг» никогда не звонят гражданам без заявок и не просят сообщать личные данные. В министерстве попросили граждан не передавать третьим лицам персональную информацию, вроде номера паспорта или СНИЛС.
Перед тем как отправить пользователю СМС для смены пароля, портал запрашивает специальный код, а после этого дополнительные данные — СНИЛС, ИНН, паспортные данные. Но все эти сведения просит система, а не сотрудник, подчеркнули в министерстве. Кроме того, пользователи могут настроить дополнительную защиту — секретное слово, которое нужно будет ввести перед кодом из СМС.
В ведомстве разъяснили, что делать, если вам позвонили с предложением привязать QR-код на «Госуслугах»:
- Положите трубку и не сообщайте никаких данных.
- Не отправляйте СМС с кодами, не меняйте пароль с помощью звонившего.
- Сообщите о звонке в МВД и на горячую линию поддержки портала «Госуслуги» по номеру: 8-800-100-70-10 или через платформу обратной связи.
Ранее стало известно, что в России разработали законопроект о сервисе «второй руки», который назначает клиентам банка помощника для одобрения онлайн-операций. Центробанк рекомендовал кредитным организациям внедрить такой сервис ещё летом 2021 года. По мнению регулятора, это позволит защитить не только пенсионеров и инвалидов, но и всех остальных пользователей.
Фото: Pixabay, Pixabay License