«Почта России» решила стать холдингом и потягаться с «Яндекс.Лавкой»
«Почта России» объявила о планах стать холдингом, чтобы перестать существовать на государственные субсидии и напрямую привлекать финансирование от инвесторов. Предполагается, что у госкомпании, которая сейчас работает в формате акционерного общества, будет больше десяти «дочек». А в ближайших планах — создание собственного ретейлера, который сможет потягаться с «Яндекс.Лавкой».
Об этом рассказал в интервью РБК гендиректор «Почты России» Максим Акимов. По его словам, стратегия компании на 2020–2030 годы предполагает переход к холдинговой модели управления по примеру таких компаний, как Poste Italiane, Deutsche Post DHL, Singapore Post.
«Управлять таким огромным телом в виде монолита невозможно. Жёсткая конструкция при любом потрясении рассыпается», — указал Акимов.
Глава «Почты России» пояснил, что переход госкомпании к формату холдинга позволит дать менеджменту новые сферы ответственности, дочерним компаниям — возможность напрямую привлекать финансирование и партнёров, в том числе акционерных, а также быстро генерировать и выводить на рынок продукты. Пока предполагается создание не менее десяти «дочек».
Конкурент «Пятёрочке» и «Яндекс.Лавке»
В ближайших планах — создание «дочки» для развития ретейла. «Почта России»рассчитывает начать доставку товаров повседневного спроса из собственных отделений, для чего вскоре откроют магазины-склады для сбора онлайн-заказов (dark store). Товар из таких магазинов мог бы доезжать до потребителя за 15–20 минут.
Одновременно с развитием доставки компания хочет стать одним из ключевых игроков на российском рынке офлайн-ретейла, создав крупнейшую в стране сеть магазинов ультрамалого формата в сегментах «дискаунтер» и «магазин у дома» на базе уже существующих почтовых отделений. Акимов пояснил, что до объёмов таких ретейл-гигантов, как X5 Group, «Магнит» или «Дикси», почтовый ретейлер не вырастет, но в формате сверхдешёвого «магазина у дома» он вполне может составить им конкуренцию.
Впрочем, «Почта России» уже успела отказаться от планов открыть собственный маркетплейс. По словам Акимова, аналогичные планы зарубежных почтовых операторов оказались свёрнуты, потому что «нигде не покатило».
Ранее почтовый оператор уже пытался развивать продажи товаров повседневного спроса совместно с «Магнитом». С 2018 года компания открывает в своих отделениях точки сети с 200–600 наименованиями товаров, однако планы по дальнейшему расширению этого проекта пришлось притормозить. По словам Акимова, со временем «Почта Россия» научилась продавать самостоятельно, поэтому нужда в масштабном совместном сотрудничестве отпала.
В числе амбициозных планов «Почты России» по развитию ретейла — проект доставки вина от российских производителей напрямую потребителю — на дом или в специальные постаматы в отделениях оператора. Однако онлайн-торговля алкоголем до сих пор остаётся в России под запретом, поэтому для реализации такой стратегии может потребоваться изменение законодательства. Пилотный эксперимент, по словам Акимова, запустят с 1 сентября.
Акционерное будущее
Акимов также счёл необходимым привлечение в капитал компании миноритарных акционеров при условии сохранения контроля государства над основной частью акций. Это позволило бы дать «другую сторону для диалога» и придать работе менеджмента правильные векторы в операционной деятельности и оптимизации работы внутри компании.
Пока с государством такое развитие событий не обсуждалось, однако, по мнению руководителя, если бы «Почта России» решила разместить небольшой пакет своих акций на бирже в рамках IPO, «книгу заявок» компания могла бы закрыть очень быстро и эффективно.
Акционирование «Почты России» обсуждалось с 2014 года. Изначально предполагалось дать компании возможность провести так называемое «народное IPO», которое позволило бы большинству граждан России стать акционерами компании. Однако соответствующий законопроект так и не дошёл до первого чтения в Госдуме, так как депутаты испугались рисков «необоснованного распоряжения федеральным имуществом и его бесконтрольного отчуждения».
От субсидий к инвестициям
Согласно стратегии «Почты России», её инвестиционная программа потребует 127 млрд рублей в ближайшие пять лет. Максим Акимов предположил, что компания «спокойно найдёт» эти средства за счёт кредитов, без возвращения к прямым субсидиям от государства, которые компания получала до 2015 года. По убеждению главы компании, получение субсидий на поддержание сети и «латание дыр» в операционной модели неизбежно приведёт к деградации «Почты» как игрока, с которой не сможет справиться ни один эффективный менеджер.
Сейчас АО «Почта России», преобразованная в 2019 году из одноимённого ФГУП, на 100% принадлежит государству. Тем не менее у неё уже есть совместные с ВТБ дочерние предприятия «Национальные логистические технологии» и Почта банк, а также разработчик цифровых сервисов «ПочтаТех».
Фото: Wikimedia, CC BY-SA 3.0
Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.