14:56, 20 мая 2021
4 мин.

«Почта России» готова начать онлайн-продажу алкоголя

Структуры «Почты России» уже этим летом могут начать онлайн-продажу российского вина. Эксперимент по продаже пива в отделениях ранее решили поставить на паузу, однако теперь государственный оператор решил доставлять алкоголь напрямую покупателям.

«Почта России» готова начать онлайн-продажу алкоголя

О подготовке к эксперименту стало известно РБК из подготовленной «Почтой России» презентации «Доставка российского вина напрямую покупателям». Предполагается, что заказать вино на дом можно будет через онлайн-ресурсы «Почты России». О вовлечённости госоператора в рабочую группу правительства, которая работает над дистанционной продажей алкоголя, заявил и заместитель главы госкомпании Алексей Скатин.

Как это будет работать

Пилотный проект планируют запустить с июня по декабрь 2021 года в двух регионах — Подмосковье и Мордовии. Заказать на сайте «Почты» можно будет продукцию 25 крупнейших производителей вин в России.

Схема покупки такова:

  1. Покупатель делает заказ на авторизованной площадке со 100% предоплатой. Предположительно, такой площадкой или одной из них станет проект Vino.ru;
  2. В точке «Почты России» сформируют заказ и отправят его в отделение почты;
  3. Клиент может забрать свой заказ, введя код ячейки (если в отделении есть специальный постамат) или сказав код кассиру, чтобы тот проверил возраст покупателя;
  4. При выборе опции «Последняя миля» и небольшой доплате клиенту могут доставить вино и на дом, но для этого потребуется специальное постановление правительства, разрешающее такую схему.

Впоследствии «Почта России» собирается создать единую платформу, которая свяжет потребителей и производителей на базе логистической инфраструктуры и сети отделений госоператора. По подсчётам, на создание такой платформы и оборудование 25 площадок для формирования заказов потребуется 5 млрд рублей до конца 2025 года. В перспективе уже в 2025 году система сможет обслуживать около 140 000 заказов в день, а выручка составит более 100 млрд рублей в год при 200 млн проданных бутылок.

Кому выгодно

По замыслу разработчиков концепции, схема будет выгодна и производителям и потребителям, так как позволит исключить из цепочки наценок комиссию торговых сетей. Такая модель продаж позволит покупателям платить в среднем на 15% меньше в сравнении с розничными ценами, а виноделам — оставлять у себя 70% стоимости заказа. Из оставшихся 30% интернет-платформе достанется 5%, а «Почте России» за логистику и выдачу — 25%.

Кроме того, появление такого канала помогло бы закрыть вопрос продаж для небольших виноделен с фермерскими лицензиями, которые финансово не могут поставлять свой продукт за пределы родного региона. В год такие фирмы могли бы через «Почту России» продавать 30 000–60 000 бутылок.

В Союзе виноградарей и виноделов подчеркнули, что эксперимент должен ограничиться российскими производителями, чтобы не выходить из схемы доставки «чётко от производителя к потребителю». В противном случае, указал президент союза Леонид Попович, это снова превратится в «историю про розницу, которая накрутит свою маржу».

Что мешает?

У концепции есть препятствия, прежде всего правовые. Для запуска эксперимента «Почте России» потребуются лицензии на продажу алкоголя в 100 отделениях, а также оптовую лицензию для распределительного центра «Внуково». Сейчас у компании есть три бессрочные лицензии на торговлю алкоголем в Липецкой и Пензенской областях.

Кроме того, для проекта необходимо изменить законодательство по части регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Пока описанная «Почтой России» схема российским законом не предусмотрена.

История вопроса

Ранее провести такой эксперимент поручил правительству и почтовому оператору президент Владимир Путин. Концепцию проекта уже поддержал Минфин, сейчас рабочая группа ведёт консультации с «Почтой России» по вопросу организации продаж.

Как следует из презентации, практика продажи алкоголя через почтовых операторов не нова. Такую торговлю ведут почты Австрии, Франции, сервис доставки DHL. Однако в России проект сталкивается с правовыми трудностями: с 2007 года в стране запрещена дистанционная продажа алкоголя. Попыток отменить этот запрет было много, и снова о нём заговорили во время пандемии, когда большинство сервисов перешло на онлайн-продажи. При этом интерес к сайтам магазинов алкогольных напитков увеличился на 80%. Фактически заказать вино онлайн можно и сейчас: торговцы используют различные лазейки для этого, организуя продажи через заказы в ближайшую точку выдачи или «даря» вино в довесок к другим товарам.

Против легализации традиционно выступают Минздрав и МВД. Однако новый проект может сдвинуть вопрос онлайн-продаж алкоголя с места, ведь у «Почты России» уже есть готовая система идентификации клиента. С помощью электронной подписи авторизованные пользователи «Почты России» могут подтвердить свою личность и возраст уже на стадии заказа, а в отделениях покупатели будут проходить повторную идентификацию. Чтобы эта система работала в рамках закона, необходима интеграция систем «Почты России» и учёта алкоголя ЕГАИС.

Фото: пресс-служба «Почты России»

Подпишись на наш инстаграм, чтобы увидеть самое дорогое из доступного за деньги.

Новости партнеров