Что будет с ценами на бензин из-за рекордного падения запасов в России? Отвечают эксперты
Товарные запасы бензина в России снизились до минимума 2015 года. При этом биржевые и розничные цены на топливо продолжают рост. «Секрет» спросил у экспертов, стоит ли ожидать дефицита бензина на рынке и скачка цен на заправках.
Что происходит?
Запасы бензина на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и базах вертикально-интегрированных нефтяных компаний снизились до 1,18 млн тонн. Это минимальный показатель с 2015 года, [свидетельствуют] (https://www.rbc.ru/business/20/01/2021/600832899a79479f8fab2ee0) данные отраслевой статистики.
При этом оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с декабря 2020 года начали расти. По данным на 21 января, стоимость бензина Аи-95 с начала января выросла на 5,5% — до 53 838 рублей за тонну, бензина Аи-92 — на 7%, до 53 174 рублей за тонну.
Цены на АЗС с конца декабря также начали движение вверх, однако их рост пока укладывается в прогнозный уровень инфляции: согласно данным Росстата, с начала года бензин на заправках подорожал в среднем по стране на 0,4%. В то же время в ряде регионов отмечен более сильный рост, например, в Перми, Нижнем Новгороде и Омске бензин подорожал более чем на 1%.
Что по этому поводу думают профильные ведомства?
Минэнерго России объяснило «Секрету» сокращение запасов более низкими (относительно среднего уровня) отгрузками топлива на внутренний рынок при плавном восстановлении спроса. В ведомстве полагают, что несмотря на рекордное сокращение запасов топлива, текущая ситуация не должна привести к резкому росту цен на бензин.
«Прогнозируемый рост розничных цен на топливо в 2021 году будет происходить равномерно в течение года и не должен превысить уровень ожидаемой инфляции», — сообщили «Секрету» в министерстве.
В настоящее время поставки топлива на АЗС идут в стабильном режиме, полностью удовлетворяя текущий спрос, добавили в Минэнерго. Но при этом Минэнерго направило в адрес нефтяных компаний рекомендации по наращиванию объёма запасов автомобильного бензина до уровня 1,8 млн тонн к маю 2021 года — за счёт увеличения загрузки НПЗ.
В Федеральной антимонопольной службе России (ФАС) «Секрету» сообщили, что ведомство также не видит предпосылок для роста цен на бензин на заправках выше инфляции. При этом рост биржевых цен на топливо в ФАС объясняют последствием новогодних каникул.
«После выхода из "длинных выходных" в начале торговых сессий также возникает естественный повышенный спрос на нефтепродукты в связи необходимостью возобновления запасов, снизившихся в период праздников», — отметили в ведомстве.
Вместе с тем ФАС признаёт, что на оптовые цены на нефтепродукты повлияло падение предложения. В ближайшее время ситуация стабилизируется, и объёмы продаж нефтепродуктов на бирже вырастут, добавили в ФАС.
Что говорят эксперты?
Опрошенные «Секретом» представители рынка более осторожны в оценках.
Так, вице-президент «Независимого топливного союза» Дмитрий Гусев отметил, что прямой связи между объёмом запасов бензина и изменением розничной цены нет. Он пояснил, что статистика запасов не учитывает объёмы топлива, находящиеся в пути после отправки с НПЗ, а также объёмы, находящиеся на частных нефтебазах.
Гусев отметил, что основное влияние на цены на бензин оказывает действующий с 2019 года «демпфирующий» механизм, который правительство ввело для стабилизации цен на топливо. По его словам, в текущей макроэкономической ситуации «демпфер» работает против производителей топлива, делая нефтепереработку и продажу бензина низкорентабельными. Отсюда — снижение объёмов производства и рост цен на топливо.
«По состоянию на вчерашний день "демпфер" достиг отрицательного значения, то есть производители бензина должны доплачивать государству за его производство. Сейчас этот механизм не решает проблемы рентабельности нефтеобеспечивающей отрасли», — подчеркнул Гусев, добавив, что наиболее негативное влияние сложившаяся ситуация оказывает на независимые сети АЗС.
«Ситуация достаточно критичная. Запасы бензина — это своего рода реперная точка, которая показывает состояние рынка», — отметил глава «Российского топливного союза» (РТС) Евгений Аркуша.
По его мнению, снижение объёма производства бензина и снижение его поставок на внутренний рынок. сейчас являются основными проблемами Они, в свою очередь, приводят к снижению объёма продаж на бирже и росту цен, в том числе розничных, подчеркнул Аркуша.
Глава РТС считает, что для стабилизации ситуации на рынке правительству может потребоваться принятие административных или экономических мер.
«Административные меры — это угроза запрета экспорта, увеличение экспортных пошлин, что, конечно, неправильно, но может быть использовано, если других мер воздействия нет. Главная экономическая мера — это корректировка "демпфера", который сейчас приводит к снижению переработки», — пояснил Аркуша.
По его словам, с предложением о корректировке «демпфирующего» механизма выступили нефтяные компании, однако Минфин России против подобной инициативы.
Фото: depositphotos.com
Самые большие цифры в мире, но в пределах 280 символов — в нашем твиттере.