secretmag.ru
Опубликовано 17 сентября 2020, 12:09
2 мин.

На разработку нового суперджета уйдёт 130 млрд рублей. В нём не будет иностранных деталей

Входящая в структуры «Ростеха» Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) к 2023 году намерена разработать новую импортозамещённую версию самолёта Sukhoi Superjet 100. Модель, оснащённая российским двигателем, будет называться Sukhoi Superjet New, а на её разработку выделят 120–130 млрд рублей.

На разработку нового суперджета уйдёт 130 млрд рублей. В нём не будет иностранных деталей

Такую сумму назвали анонимные источники «Ведомостей», близкие к «Ростеху» и ОАК. Разработку самолёта планируется завершить в 2023 году. О планах разработать русифицированный суперджет стало известно ещё в конце 2019 года, однако тогда на это планировали потратить около 15 млрд рублей.

Импортозамещение на максималках

Около половины запланированного бюджета уйдёт на создание отечественного двигателя ПД-8, на котором будет летать SSJ New. Он заменит франко-российский Sam 146, используемый сейчас в суперджетах. Также новый двигатель от ОАК планируют использовать в самолёте-амфибии Бе-200.

Часть инвестиций на новый проект структуры «Ростеха» выделят из бюджета. Только ОАК получит на разработку SSJ New не менее 50 млрд рублей, уточняют они. Кроме того, ОАК вместе с Объединённой двигателестроительной корпорацией вложат свои деньги в разработку ПД-8. О необходимости замены двигателя заговорили после того, как появились жалобы на вывод из строя Sam 146. Французская Safran отказалась инвестировать в его доработку, так как самих самолётов производится очень мало, а доработка двигателя не окупится.

При разработке нового суперджета планируют обойтись без иностранных деталей в отличие от разработанного в 2000-е годы SSJ 100, у которого около 70% комплектующих — импортные. Тогда консультантом программы создания российского лайнера был американский Boeing.

Помимо двигателя на борту российскими аналогами заменят десятки систем и компонентов, в том числе системы кондиционирования, электроснабжения, торможения, водоснабжения и удаления отходов, шасси, пассажирские кресла и т. д. Также планируется изменить конструкцию фюзеляжа и скорректировать центр тяжести.

Почему так дорого?

Эксперты отметили, что 120–130 млрд рублей — внушительная для самолётостроения сумма, сравнимая с разработкой абсолютно нового реактивного лайнера с нуля. Например, вся программа среднемагистрального самолёта МС-21 стоит 450 млрд рублей, из которых 200 млрд приходится на финансовые инструменты поддержки продаж.

Как пояснил источник в ОАК, многомиллиардные затраты объясняются тем, что для SSJ New планируется разработать полностью российские системы и компоненты, которые в дальнейшем получат применение и в других проектах.

Проблемы с SSJ 100

Ранее неоднократно сообщалось, что суперджеты массово простаивают из-за долгих сроков поставки запчастей, сложностей с техническим обслуживанием и испорченной репутации после авиакатастрофы в Шереметьево в мае 2019 года. Многие перевозчики, сделавшие предзаказ на суперджет, начали отказываться от этих самолётов, опасаясь трудностей с эксплуатацией и рисков повторения катастроф. В итоге вместо запланированных на 2019 год продаж 16 самолётов SSJ 100 удалось продать лишь один борт.

В 2020 году стало известно, что простаивающие «суперджеты» наконец нашли покупателя: «Ростех» решил продать их своей собственной авиакомпании.

Фото: Wikipedia, CC BY 2.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!