Масковая истерия. Как в России зарабатывают на страхе перед коронавирусом

03 февраля в 18:02

Первые случаи заражения коронавирусом 2019-nCoV в России взвинтили цены на отечественные лекарства и медизделия. Цены на маски в Чите, где обнаружили первого заболевшего, за сутки подскочили с 1 рубля 20 копеек за штуку до 10 рублей, в Курской области — до 35 рублей. Как фармацевты и аптекари пытаются заработать на страхе перед смертоносным вирусом — в разборе «Секрета фирмы».

Что происходит?

Случаи заражения новым коронавирусом зафиксировали уже более чем в 20 странах, среди которых Таиланд, Южная Корея, США, Германия, Канада и ЮАР.

Последние данные:

  • заражены 14 557 человек (из них в Китае 14 411),
  • погибли 362 человека,
  • выздоровели 328.

В России первых заболевших выявили 31 января, в обоих случаях диагнозы поставлены «под сомнением». Из страха перед возможной эпидемией россияне кинулись скупать противовирусные средства: за две недели продажи масок взлетели в 35 раз, а лекарств — в полтора-два раза. Речь идёт в первую очередь о «Тамифлю» швейцарской Roche и российских «Арбидоле», «Номидесе» и «Ингавирине».

И это несмотря на то, что Роспотребнадзор объяснил, что учёные только выделили геном нового вируса и приступили к разработке вакцины. Специфического препарата от коронавируса пока нет. В лучшем случае такая вакцина появится через год.

Аптеки на волне хайпа

Ажиотаж вокруг нового коронавируса стал хорошей новостью для фармкомпаний. В России 2019 год обошёлся без эпидемий гриппа и ОРВИ, так что фармацевты и аптекари недосчитались прибыли.

Рекламировать лекарства и БАДы для борьбы с коронавирусом начали в аптечных сетях. Пользователи соцсетей выложили фото листовки, где «Ремантадин» советуют как лекарство от коронавируса, а БАД c омегой-3 — как средство для профилактики. Но эффективность такого лечения ничем не подтверждается.

В аптечных сетях «Доктор Столетов» и «Озерки» отмечают, что с середины января продажи противовирусных средств выросли на 80%. В «36,6» рост продаж с 23 по 27 января составил 50%.

Фарма vs коронавирус

К рекламной кампании подключился «Отисифарм» — производитель «Арбидола». По информации РБК, на рекламу выделили дополнительный бюджет — источник издания сообщил, что два дня рекламы по всей России на двух радиостанциях могли обойтись в 500 000 рублей без НДС. Сколько могла стоить реклама на трех радиостанциях, не уточняется. Рекламная кампания продлится до 7 февраля.

«В мире увеличивается количество заболевших новым коронавирусом, вызывающим опасную пневмонию. Вирус передаётся от человека к человеку. Риск заражения высок. Исследования доказали: "Арбидол" активен даже против коронавируса. "Арбидол" — антивирусное действие широкого спектра для защиты детей и взрослых» — так звучит один из рекламных роликов на радио («Радио 7 на семи холмах», «Европа Плюс», «Авторадио»). Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась рекламой «Арбидола» как средства от коронавируса.

Производитель противовирусного «Ингавирина» организовал рекламную кампанию в интернете. Сначала на сайте лекарства в показаниях к применению слово «коронавирус» выделили красным цветом. Затем страницу отредактировали. Теперь красным выделен такой абзац: «Потребуются дополнительные исследования активности в отношении нового штамма коронавируса. Не занимайтесь самолечением — при любом недомогании обращайтесь к врачу».

Что советует Минздрав?

Минздрав предлагает лечить коронавирус тремя препаратами: «Рибавирином», рекомбинатным интерфероном бета-1b и «Лопинавиром» / «Ритонавиром.»

Но эти рекомендации вызывают недоумение у врачей. Во-первых, эксперты ВОЗ объявили, что эффективного лекарства от коронавируса пока нет. Во-вторых, «Рибавирин» может вызвать тяжёлые побочные эффекты, поэтому применять его нужно осторожно и только в стационаре. В-третьих, эффективность этого препарата сомнительна — пульмонолог, академик РАН Александр Чучалин заявил, что об этом свидетельствуют данные ВОЗ.

Что происходит с масками?

Из-за коронавируса в России начался дефицит медицинских масок. В группе компаний «Эркафарм» («Аптека № 1», «Доктор Столетов», «Хорошая аптека», «Ладушка» и др.) сообщили, что за две недели продажи масок выросли в 12 раз. «Ведомости» выяснили, что маски закончились в большинстве московских аптек и в онлайн-сервисах аpteka.ru и eApteka.ru.

На страхе перед смертоносным вирусом пытаются заработать и пользователи «Авито». Там маски от коронавируса продают по 100 рублей за штуку, 490 — за две. За «высокоэффективную» маску просят уже 990 рублей. Но чем она лучше других, не уточняется.

Нужно ли покупать маску? В Роспотребнадзоре считают, что медицинские маски могут защитить от коронавируса, только если соблюдать другие меры профилактики. «Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе. Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит», — говорится в заявлении ведомства.

Но эксперты отмечают, что, если не болеешь, маску можно и не покупать. Здоровому человеку она только навредит: от дыхания на внутренней поверхности скапливается влага, в которой активно размножаются вирусы и бактерии.

Фото: pixabay.com, Gerd Altmann. СС0

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе