secretmag.ru
Опубликовано 01 июля 2022, 13:25
2 мин.

Финразведка рассказала, чем отличается параллельный импорт от серых схем

Росфинмониторинг направил в российские банки рекомендации по платежам за параллельный импорт и по оценке его рисков. Финансовым организациям предстоит разобраться, как отличать разрешённый параллельный импорт товаров из «недружественных» государств от серых схем по обналичиванию. Примеры сомнительных операций предоставила финразведка. С момента разрешения параллельного импорта в Россию ввезли продукцию примерно на $2 млрд.

Финразведка рассказала, чем отличается параллельный импорт от серых схем

Росфинмониторинг отправил банкам критерии по проверке операций и клиентов, чтобы те могли правильно распознавать транзакции.

«В досанкционную эру Центральный банк с серым и параллельным импортом боролся. Клиенты, которые совершали такие операции, были на карандаше, с ними велась работа. Сейчас параллельный импорт разрешён, а финансовые операции, обеспечивающие его, по-прежнему могут расцениваться как сомнительные. Назначение исходящего платежа не всегда будет соответствовать тому, что по факту ввозится через таможню», — объяснил источник РБК в крупном банке.

После начала российской спецоперации на Украине многие иностранные компании прекратили поставки в Россию. В ответ на это кабмин РФ разрешил параллельный импорт — ввоз в страну товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В список Минпромторга из 23 страниц вошли смартфоны, бытовая техника, одежда, косметика, автомобили и ещё целый ряд товаров. Принятый закон упростит торговлю такими товарами и позволит стабилизировать цены на них.

Банк России выделяет два канала незаконного вывода средств за рубеж: авансирование импорта товаров и импорт через страны Таможенного союза. В 2021 году за счёт подобных схем из России перечислили 32 млрд рублей, или 74% от всего объёма сомнительных операций.

По словам основателя консалтингового центра AML Club Елены Таран, незаконная схема с авансированием импорта заключается в том, что российская компания перечисляет предоплату иностранному контрагенту, но сам товар не ввозится в страну либо поставляется совсем не то, что указано в документах.

«Например, по документам проходит большая партия товара, чем фактически отгружается (завышение стоимости), или вообще не отгружается, или отгружается не тот товар, ненадлежащего качества и прочее», — заявила она.

Вывод денег путём авансирования импорта или через страны Таможенного союза может быть похож на параллельный импорт. По таким схемам создают формальный документооборот между резидентом и нерезидентом. Российский покупатель может обосновать выбор контрагента-нерезидента на стадии проверки документов и заявить, что платёж производится неизвестной организации потому, что она ранее приобрела товар у производителя и теперь поставит его в Россию. Однако проверить всю цепочку товарооборота за пределами РФ банки и органы валютного контроля не могут из-за внешних ограничений. О том, какие именно критерии им представила финразведка, банки не распространяются.

Как писал ранее «Секрет», в правительстве доработали законопроект о параллельном импорте. Импортёры будут застрахованы от уголовной, административной и гражданской ответственности, если правообладатели решат подать на них в суд. В России за использование чужого бренда без лицензии может грозить конфискация продукции и административный штраф до 200 000 рублей.

Фото: Unsplash, Unsplash License