28 сентября 2021, 19:50
3 мин.

Эксперты прокомментировали возможный запрет на таксистов с судимостью

Правительство России внесло в Госдуму законопроект о запрете людям с непогашенной судимостью за тяжкие преступления работать водителями такси. Юрист и представитель одного из операторов такси прокомментировали «Секрету» эту инициативу. По мнению юриста, необходимость принять такие поправки назрела давно. Но, по словам представителя оператора, сервисы не могут контролировать водителей, поскольку не выступают в качестве их работодателей.

Эксперты прокомментировали возможный запрет на таксистов с судимостью

Минтранс предложил запретить с 1 сентября 2022 года работать водителями такси, автобусов, трамваев и троллейбусов людям с непогашенными судимостями. Ограничение может коснуться осуждённых по статьям за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой и преступления сексуального характера. Это будет касаться также работников из других стран Евразийского экономического союза — Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Мнение юриста

Доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия», кандидат исторических наук Лариса Крушанова напомнила, что в России лицам с судимостями по отдельным статьям запрещено работать учителями. Речь идёт о тех, кто имеет судимости за убийство, нанесение телесных повреждений, преступления, касающиеся половой неприкосновенности, и некоторые другие.

«Проблема ограничения возможности работать в сфере такси лицам, имеющим неустойчивую психику или психические отклонения, тем более судимость, назрел давно. Многочисленные заявления о преступлениях, совершённых таксистами, например грабежах или изнасилованиях, настоятельно требовали обратить внимание законотворцев на эту проблему», — заявила Крушанова.

По её мнению, даже если у человека есть погашенная судимость или он только привлекался к уголовной ответственности, вопросом допуска к работе водителем должна заниматься специальная комиссия. В ином случае это может быть расценено как нарушение трудовых прав граждан.

Мнение оператора такси

Пресс-секретарь сервиса такси «Максим» Павел Стенников рассказал, что инициатива Минтранса может создать только ещё большие риски для отрасли и пока что её сложно оценить из-за множества неясностей. Стенников напомнил, что правом требовать справку о наличии или отсутствии судимости обладает работодатель, но сейчас сервисы заказа такси не выступают работодателями для водителей. То есть они не имеют права проверять шофёров на судимость.

«В целом на рынке такси трудовые отношения практически исчезли. Таксопарки перешли на арендную бизнес-модель и предоставляют автомобили за плату всем желающим выполнять заказы. Фактически проверять водителей такси на судимость некому», — заявил Стенников.

Он добавил, что эту тему уже обсуждали на форумах и конференциях операторов такси.

«Мы предлагали более понятную реализацию. В системе МВД можно объединить разрозненные базы данных ведомств, содержащие ключевую информацию о водителях и противопоказаниях. Собственно, это и был бы полноценный цифровой профиль водителей. Сервисы заказа такси смогли бы в режиме реального времени запрашивать и получать ответ автоматизированной системы на простой вопрос: можно ли сотрудничать с водителем», — сказал представитель такси «Максим».

Но он посетовал на то, что такой системы пока не существует.

По словам Стенникова, если предложенный законопроект вступит в силу, в стране может существенно уменьшиться количество водителей общественного транспорта. «И куда они пойдут?.. Надо думать и об обратной стороне проблемы. Лишая людей возможности честно зарабатывать, общество может создать для себя ещё большие риски», — эксперт.

В середине августа в Москве и Московской области запустили электронный сервис для отслеживания работы такси. Профсоюз представителей отрасли ранее предупреждал, что внедрение системы приведёт к коллапсу на рынке.

Фото: Pexels, Pexels License

Новости партнеров