Экс-владельцы Бинбанка и «Открытия» оказались замешаны в деле о мошенничестве на $700 млн
Бывших владельцев Бинбанка и банка «Открытие» обвинили в коммерческом мошенничестве на сумму $700 млн. Иск против семьи владельца O1 Group, беглого российского банкира Бориса Минца, ещё год назад подал банк «Траст». Но теперь в деле появились соответчики.
Обвинения предъявили:
- бывшему владельцу Рост-банка и главному акционеру Бинбанка Микаилу Шишханову;
- основному акционеру «ФК Открытие» Вадиму Беляеву;
- бывшему предправления «ФК Открытие» Евгению Данкевичу.
Иск сейчас рассматривается в Высоком суде Лондона. Истцы считают, что Шишханов, Данкевич и Беляев в 2017 году помогли структурам Бориса Минца реализовать заведомо неликвидные облигации O1 Group, которыми погасили долги Минца перед «Открытием» и Рост-банком.
По утверждению истцов, после сделки по покупке облигаций на 57 млрд рублей структуры O1 Group досрочно расплатились вырученными деньгами по кредитам, выданным под залог активов группы Минца. На тот момент O1 Group была должна «ФК Открытие» около $500 млн кредитами и ещё $350 млн — Рост-банку. В результате Рост-банк и «Открытие» потеряли залог и акции, вместо которых на балансе банков оказались «мусорные» бонды со сроком погашения в 2032 году. Ущерб от банковской аферы оценили в $572 млн.
«Фуфло» и «мусор»
Из материалов судебных заседаний следует, что соответчики понимали сомнительную ценность бондов O1 Group и называли их «фуфлом» и «мусором». Единственным человеком, который высказался за проведение сделки, был Евгений Данкевич. При этом сразу после её совершения он оформил гражданство в одной из стран Карибского бассейна и вскоре уехал в Израиль. В феврале 2019 года его объявили в розыск за растрату 34 млрд рублей в сговоре с руководителями O1 Group.
Сейчас «мусорные» активы перешли банку «Траст», получившему контроль над Бинбанком, Рост-банком и «Открытием» после санации. Банки подали иск к Минцу и трём его сыновьям с требованиями возместить ущерб от мошеннических сделок.
Судебный спор между «Трастом» и семьёй Бориса Минца, скрывающегося от российского правосудия в Лондоне, длится с лета 2019 года. Тогда по решению Лондонского суда заморозили активы семьи банкира по всему миру на сумму $572 млн. Среди заблокированного имущества оказались поместья Саммервиндс и Монтагю Хаус в графстве Суррей, замок Лэтенди-Тауэр в Шотландии, высотное здание в Хайфе (Израиль), а также десятки объектов недвижимости и 15 компаний в России.
Минц и сыновья
В декабре 2019 года Минц и трое его сыновей выдвинули встречные претензии, в которых утверждали, что потеряли почти $1 млрд из-за действий руководства «Открытия» и российского Центробанка. Коррупционный сговор для продажи облигаций Борис Минц отрицает, заявляя, что не очень хорошо знаком с Шишхановым, Данкевичем и Беляевым.
Тем не менее в конце января сыновей Минца заочно арестовали по решению российского суда, а в феврале и самого беглого банкира объявили в розыск по делу о растрате.
Кроме того, в начале 2020 года Высокий суд Лондона отказал Игорю Минцу в отмене блокировки его активов. Не увенчались успехом подобные прошения его отца и братьев.
Фото: Flickr, CC BY-SA 2.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!