«Дёшево — людям нравится». В России допустили появление магазинов, торгующих почти просрочкой
В Китае начали набирать популярность магазины, которые специализируются на продаже недорогих продуктов с истекающим сроком годности. За год в стране открылось более 100 таких магазинов. Причём ходят туда в основном так называемые белые ворочники, то есть чиновники, управленцы, инженерно-технические работники и т. п. «Секрет фирмы» поинтересовался у экспертов, могут ли в России появиться подобные дискаунтеры.
Как сообщала ранее газета Financial Times, за год в Китае открылось 119 магазинов, торгующих продуктами, срок хранения которых вот-вот истечёт. При этом за предыдущие 10 лет в стране появилось всего 92 таких дискаунтера.
Причём подавляющее число клиентов этих магазинов — представители среднего класса. В КНР к таковым относят людей, у которых ежемесячный заработок превышает 4000 юаней, или около $600. Аналитики China Market Research Group считают, что в 2022 году рынок почти просроченных товаров вырастет в Поднебесной до $5,3 млрд против $3,6 млрд в допандемийном 2019 году.
В России таких магазинов пока нет, но они могли бы пользоваться спросом у жителей, сказал «Секрету» гендиректор торговой сети «Верный» Олег Высоцкий.
«Думаю, что вполне такие магазины могут иметь определённую популярность и спрос и в России. Для людей (товары) будут дешевле, если кто-то созданием таких магазинов займётся. Посмотрите на популярность . Да, там вроде не очень хорошие условия (для поставщиков), но зато там дёшево, людям нравится», — пояснил он.
Член правления Ассоциации экспертов рынка ретейла (АЭРР) Сергей Илюха согласился, что у магазинов, торгующих почти просрочкой, будет высокий спрос. Но пока что экономическая модель таких дискаунтеров непонятна.
«Чтобы такому предприятию зарабатывать, ему придётся продавать безумное количество дешёвых товаров. Но брать где-то продукцию в таких количествах нереально», — отметил эксперт.
По его словам, магазинам придётся продавать товары с истекающим сроком хранения по крайне низким ценам. При этом нужно будет учитывать стоимость логистики, оплату труда сотрудников торговой точки и другие расходы.
«Поставку таких товаров со склада производителя организовать не получится. Их придётся где-то собирать, привозить в свой магазин и так продавать. То есть я не вижу здесь какой-то вменяемой экономической модели», — добавил Сергей Илюха.
Не российская история
Гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров отметил, что российские ретейлеры сейчас гораздо активнее применяют инструмент продажи товаров с истекающим сроком годности с использованием агрессивных скидок: 30, 40, 50%. По его словам, дольше всех этот механизм применяют магазины «ВкусВилл», в чьём ассортименте превалирует ultra-fresh. Ещё к нему, например, прибегает «Магнит».
«Поэтому, скажем так, такие отдельные магазины (с почти просроченными продуктами. — Прим. "Секрета") — нет, это не российская история, но российские ретейлеры в целом вот этот инструмент продажи товаров с истекающим сроком годности с агрессивными скидками достаточно хорошо используют», — уверен эксперт.
Он добавил, что в этом плане Россия находится в русле тех международных трендов, которые есть в большинстве стран.
А вот специальные магазины с почти просроченными товарами — это, по мнению Бурмистрова, всё же «специфическая китайская история». Собеседник пояснил, что в Китае более развита онлайн-торговля, а не сетевой ретейл.
Ранее в России продукты с истекающим сроком хранения предложили бесплатно раздавать малоимущим. Речь идёт только о еде, которая пригодна к употреблению, имеет сертификаты качества и удовлетворяет требованиям закона.
Минпромторг поддержал эту программу. Однако сейчас ретейлерам выгоднее утилизировать продукты, чем отправлять их на благотворительность, ведь так им не приходится платить налог на добавленную стоимость (НДС).
Фото: Любимов Андрей / Агентство «Москва»