Цена на российскую нефть марки Urals стала отрицательной. 30–31 марта расходы на доставку барреля нефти до портов, налоги и прочие затраты превысили расчётную цену продажи сорта в Европе.
Речь идёт о котировках на нефть, которую продавец обязан доставить к трубопроводу за свой счёт. Котировка Argus fip Западная Сибирь_ (основной ориентир для российского рынка, по ней рассчитываются цены годовых и краткосрочных контрактов) 30 марта составила минус 1007 рублей за тонну (даже без учёта расходов до сдачи в трубу), а на следующий день — уже минус 1200 рублей за тонну.
Эта котировка рассчитывается как нетбэк (экспортная цена за вычетом расходов на транспортировку, пошлину и другие расходы) средней стоимости Urals на условиях поставки в порт назначения (Роттердам) за счёт продавца. Уход в минус означает, что 30 и 31 марта стоимость доставки нефти из Западной Сибири и экспортная пошлина превысили цену, по которой Urals можно продать в Северо-Западной Европе и Средиземноморье.
При цене сырья в $15–16 за баррель российские экспортёры ещё способны выйти в ноль, однако 31 марта цены на Urals достигли минимума с 1999 года, опустившись в Северо-Западной Европе до $13 за баррель. Обычно цена Urals рассчитывается со скидкой относительно цены марки Brent в $2–3, но сейчас дисконт увеличился до $4,75 за баррель.
Если отрицательная цена продержится хотя бы месяц, экспорт Urals станет убыточным, вкупе с продажами на внутреннем рынке. По данным отраслевого агентства Argus media, поставщики давно обеспокоены возможностью продолжительного периода низких цен, который сделает доходность продаж нефти в России нулевой или даже отрицательной.
Как мы до этого дошли?
Цены на нефть начали снижаться ещё в январе из-за эпидемии коронавируса и резкого падения спроса на топливо на фоне вводимых карантинов. Падение резко ускорилось в начале марта, когда Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться о продлении сделки ОПЕК+ об ограничении добычи.
С 1 апреля сделка перестала действовать, однако наращивать добычу в условиях кризиса и отсутствия спроса страны не торопятся. На этом фоне котировки нефти Brent снова пошли вверх, потянув за собой остальной нефтяной рынок: 2 апреля рост составил более 10%, а цена подросла до $27,57. Этому произошло также на фоне заявления американского президента Дональда Трампа о том, что Россия и Саудовская Аравия в течение нескольких дней прекратят ценовую войну. А вот Urals продолжила обновлять антирекорды — цена на неё опустилась до $10 за баррель (против $42,4, заложенных в основу принятого бюджета России).
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!