Авиаперевозчикам в 2021 году грозят убытки в $52 млрд. Но это хороший знак
Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) подсчитали, что чистые убытки авиаотрасли на фоне пандемии коронавируса в 2021 году могут составить $51,8 млрд, а в 2022 году — более $11 млрд. Но это хороший знак: самая глубокая точка кризиса пройдена, и авиация начала путь к восстановлению, уверены аналитики. Несмотря на ограничения, в 2022 году в IATA ожидают спрос на авиабилеты на уровне 61% от допандемийного.
Международная ассоциация воздушного транспорта в Бостоне опубликовала последний в 2021 году прогноз финансовых показателей авиационной отрасли. По словам аналитиков, за три года она потеряет $201 млрд: $137,7 — в год начала пандемии, $51,8 млрд — в 2021-м и $11,6 — в 2022-м.
По итогам 2021 года спрос на авиарейсы должен составить 40% от уровня 2019 года. В следующем году он может вырасти до 61% от допандемийного периода. В 2021 году общее число пассажиров стремится к 2,3 млрд. В следующем году возможен рост до 3,4 млрд (в 2019-м было 4,5).
«Масштабы кризиса COVID-19 для авиакомпаний огромны. Чтобы выжить, авиакомпании резко сократили расходы и адаптировали свой бизнес к любым доступным возможностям. Мы уже давно прошли самую глубокую точку кризиса. Хотя серьёзные проблемы остаются, мы видим, как восстанавливается отрасль», — сказал Вилли Уолш, генеральный директор IATA.
Пережить кризис авиации помогло сокращение затрат — расходы в 2021 году упали на 34% от уровня 2019 года. Помог в этом подешевевший почти вдвое авиакеросин — в 2019-м он стоил $77 за баррель, а в 2020-м цены опустились до $46,6 за баррель. Впрочем, сейчас стоимость вернулась к показателям 2019 года.
По словам Уолша, люди не утратили желания путешествовать, но от поездок их удерживают коронавирусные ограничения и неопределённость с заболеваемостью. Он отметил, что открытие границ для вакцинированных туристов — хороший аргумент для прививочной кампании. Властям лишь надо работать сообща и обеспечить доступность вакцин для всех, кто в них нуждается, заявил представитель IATA.
Приоритетом для властей сейчас должны стать восстановление глобальных авиаперевозок, сохранение и восстановление рабочих мест (до пандемии в отрасли трудились 11,3 млн человек) и возвращение к показателям в $3,5 трлн ВВП, которые обеспечивала индустрия. Многим авиакомпаниям выделяли большие кредиты, чтобы преодолеть кризис, и их нужно будет возвращать. По словам эксперта, отрасли не нужны подачки — только разрешение работать и небольшие регуляторные послабления, пока перевозки не восстановятся.
Ранее «Секрет» писал, что российские аэропорты вернули объём перевозок на допандемийный уровень. Особенно хорошо себя чувствуют внутренние рейсы. В июле 2021 года российские авиакомпании перевезли 10,3 млн пассажиров внутри страны — на 29% больше, чем в том же месяце доковидного 2019 года. Но одновременно с этим полёты за границу сократились вдвое.
Эксперты подсчитали, что на фоне пандемии коронавируса убыток крупных российских авиакомпаний составил почти 125 млрд рублей. Отрасль авиаперевозок в России и до пандемии не отличалась высокими доходами, а коронавирус отбросил российские компании к показателям прошлого десятилетия: в 2021 году российские компании перевезли 69 млн человек, а в 2011-м — 64 млн.
Фото: Pixabay, Pixabay License