«Ашан» уволил десятки сотрудников ради борьбы с коррупцией
Российское отделение международного ретейлера «Ашан» уволило десятки своих сотрудников в рамках борьбы с коррупцией. Поводом стало расследование, показавшее, что из-за коррупционных схем ежегодно компания теряет в России €80–100 млн. В ответ новый глава российского «Ашана» создал специальный комитет по «выбраковке» неблагонадёжных специалистов.
Комитет по compliance support — внутреннему контролю за соответствием деятельности компании и её сотрудников законодательству — появился в российском подразделении «Ашана» в январе 2020 года. На его создании настоял назначенный в ноябре 2019 года глава подразделения Иоханнес Толай. Своей первоочередной задачей при назначении он поставил борьбу с коррупцией и откатами.
Топ-менеджер сообщил, что с начала работы комитета в компании уже уволили десятки сотрудников, которые потеряли доверие, не соблюдали должностные инструкции или, по мнению комитета, «были близки к коррупции». К столь строгим мерам руководство подтолкнул тот факт, что коррупционные схемы среди российского менеджмента стоили французскому ретейлеру 2–3% оборота ежегодно (€80–100 млн).
Такие данные в марте опубликовал антикоррупционный юрист Алексей Жарков, нанятый для внутренней проверки ещё при прошлом гендиректоре ретейлера Франсуа Реми. Юрист обнаружил целую серию нарушений в отношениях между компанией и поставщиками: практически каждый второй попадал на полки гипермаркетов «Ашан» через откаты.
Новые деньги
Отчасти именно регулярное «вынимание» из оборота миллионов евро за счёт коррупционных схем могло привести к тому, что ситуация в российском подразделении «Ашана» потребовала новых инвестиций от материнской компании. В 2019 году Auchan Holding пришлось влить в дочернюю компанию €200 млн, чтобы сохранить её финансовую стабильность.
Толай пояснил, что компания начала сдавать позиции после введения продовольственных санкций. Из-за этого российский «Ашан» вынужденно сократил долю супермаркетов и гипермаркетов. Если в 2016 году ретейлер занимал 2,9% российского продовольственного рынка, то по итогам 2019 года он сместился на пятую позицию с долей 1,5%.
«Экономическая ситуация в России в последние годы показала, что бизнес-модель "Ашана" больше не работает так, как это было в первые 13 лет работы на рынке», — констатировал Толай.
«Ашан» заработал в России с 2002 года. Сегодня сеть ретейлера насчитывает 277 магазинов разных форматов, от гипермаркетов до магазинов у дома. В 2019 году выручка «Ашана» составила 254,2 млрд рублей (–6%), чистая прибыль — 14,9 млрд рублей (+11,2%).
Фото: Wikipedia, CC BY-SA 4.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!