11:35, 14 октября 2021
2 мин.

Антимонопольщики выступили против предустановки российских маркетплейсов на смартфоны

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила не устанавливать по умолчанию на смартфоны отечественные маркетплейсы, аудиостриминги и программное обеспечение (ПО) для электронных и аудиокниг. По мнению регулятора, соответствующие отечественные приложения и так достаточно популярны. А вот, например, приложения для видеоконференций можно предустанавливать, чтобы можно было конкурировать с иностранными аналогами.

Антимонопольщики выступили против предустановки российских маркетплейсов на смартфоны

С 1 апреля 2021 года в России вступил в силу закон, обязывающий производителей предустанавливать на смартфоны российские программы. В список вошли приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», «МойОфис», «Госуслуг» и платёжной системы «Мир».

Позже Минцифры подготовило проект постановления правительства, по которому перечень должен пополниться маркетплейсами, аудиостримингами и софтом для цифровых и аудиокниг. 12 октября ФАС направила письмо в Аналитический центр при Правительстве России, в котором высказалась против инициативы министерства. Об этом сообщил «Коммерсант».

По мнению антимонопольщиков, отечественные маркетплейсы, а также софт для музыки, электронных и аудиокниг уже и так достаточно популярны среди россиян. А вот российское ПО для видеоконференцсвязи не пользуется успехом, поэтому его как раз стоит предустанавливать на смартфоны, добавил регулятор.

ФАС напомнила, что механизм предустановки призван усилить позиции отечественных приложений, которых нет на устройствах, и зарубежных программ, установленных по умолчанию. В Аналитическом центре сообщили изданию, что обсуждение этого вопроса продолжится. Замечания антимонопольщиков в Минцифры не поступали.

Как писал ранее «Секрет», больше всего споров вызвал вопрос предустановки приложений для маркетплейсов. Власти собирались ввести установку по умолчанию одной или двух отечественных торговых онлайн-площадок. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) посчитали такие правила вредными для конкуренции.

По мнению участников рынка, «проект постановления противоречит базовым принципам конкуренции, поскольку создаёт искусственные преференции отдельному игроку». Они отметили, что доля зарубежных компаний на рынке интернет-ретейла в России составляет всего не более 14% и большинство их приложений устанавливаются на коммерческой основе.

В то же время представитель одного из музыкальных стримингов рассказал «Коммерсанту», что сейчас количество установок отечественных и иностранных аудиоплатформ примерно одинаково. Поэтому отказ от предустановки приложений для музыки «будет крайне ошибочным».

Ранее стало известно, что закон об обязательной предустановке российского софта на смартфоны и планшеты не привёл к росту использования этих программ. Окно выбора на iOS не заметили 45% пользователей, о существовании папки «Закон» с обязательным софтом не знали 64% владельцев телефонов Samsung.

Фото: duma.gov.ru, CC BY-SA 4.0

Новости партнеров