secretmag.ru
Опубликовано 23 сентября 2021, 10:45
2 мин.

Онлайн-ретейлеры пожаловались на правила предустановки приложений маркетплейсов

Правительство России собирается ввести обязательную предустановку на гаджеты приложений одного или двух отечественных маркетплейсов. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), формирующая более 60% рынка интернет-торговли в РФ, посчитала такие правила вредными для конкуренции. О своих претензиях крупные игроки онлайн-ретейла рассказали вице-премьеру Дмитрию Чернышенко.

Онлайн-ретейлеры пожаловались на правила предустановки приложений маркетплейсов

С апреля 2021 года производители гаджетов обязаны предустанавливать российский софт на свои гаджеты. Перечень приложений определяет Минцифры. В список вошли 16 российских программ, большинство из которых принадлежат Mail.ru и «Яндекс». Сейчас правительство обсуждает проект постановления, который обяжет предустанавливать приложения маркетплейсов. Однако документ предусматривает установку только одного подобного приложения или максимум двух, если разница между количеством пользователей их мобильных приложений менее 5%.

По данным РБК, в АКИТ считают, что «проект постановления противоречит базовым принципам конкуренции, поскольку создает искусственные преференции отдельному игроку». Авторы обращения подчеркнули, что новые правила не решат задачу поддержки российских компаний в борьбе с иностранными. Участники рынка указали, что доля зарубежных компаний на рынке интернет-ретейла в России составляет всего не более 14%, и большинство их приложений устанавливаются на коммерческой основе.

Зато такое решение сможет сыграть на руку конкретному российскому маркетплейсу. Вице-президент по связям с государственными органами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев уточнил, что в отрасли электронной коммерции более 80% рынка занимают именно российские компании. «Предустановка фактически является финансовой мерой поддержки на маркетинговые расходы для конкретного хозяйствующего субъекта», — говорится в письме к Чернышенко.

По расчётам ассоциации, затраты на коммерческую предустановку одного приложения на 32,5 млн устройств, ежегодно продаваемых в России, могут составлять свыше 1,6–2,2 млрд рублей при цене предустановки одного приложения на одно устройство от €0,6 (более 51 рубля) до €0,8 (более 68 рублей). В АКИТ отметили, что предустановка одного или двух маркетплейсов нивелирует инвестиции конкурентов в повышение качества сервиса и развитие инфраструктуры.

По словам президента АКИТ Артёма Соколова, ассоциация выступает против выделения отдельных игроков онлайн-торговли.

«Только клиент, а не государство может решать, кого он выберет. Сегодня у нас отличный высококонкурентный рынок качественных сервисов, где компании соревнуются друг с другом не только своими приложениями, но скоростью доставки, географией покрытия, программами лояльности. И этот баланс нарушать нельзя, именно благодаря конкуренции появляются новые сервисы», — заявил Соколов.

Ранее «Секрет» писал, что российские покупатели iPhone начали жаловаться на невозможность предустановить отечественные приложения при активации устройства. Система либо выдаёт ошибку, либо, при корректной работе, позволяет просто пропустить этот пункт. С Apple уже начали переговоры об устранении технических проблем. С помощью возможности закрыть окно выбора компания фактически обошла закон о предустановке российского софта — и сможет законно избегать требования и дальше.

Фото: Pixabay, Pixabay License