Почти 500 российских рабочих лишились дохода, потому что западная компания так захотела
В Ульяновске законсервируют завод по производству лопастей для ветряков. Он принадлежал датской Vestas, которая решила присоединиться к флешмобу по уходу из России. Иностранные капиталисты, прикрываясь санкциями и сложностями логистики, оставят без работы 443 сотрудника. А когда-то фирма вложила в строительство завода миллиарды рублей (правда, это позволило ей сэкономить на налогах). В Минпромторге заявили, что российский бизнес не прочь выкупить завод. Но что будет с простыми работягами — неизвестно.
В беседе с «Секретом» бывшие сотрудники Vestas признались, что для них консервация завода — давно не новость. Предприятие прекратило работу ещё весной: на самом производстве последним рабочим днём стало 31 мая. Офисные сотрудники продолжали работу до 15 июля.
Инвестпроект в Ульяновске запустили в 2018 году, он был рассчитан на 8 лет. Сейчас Vestas собирается расторгнуть соглашение. В производство вложили больше 2 млрд рублей — в обмен на это Минпромторг выбил для компании налоговые льготы на 480 млн рублей. Неуплаченные налоги пообещали вернуть, вот только когда — неясно. А с учётом того, что европейские партнёры неохотно идут на любые расчёты с Россией, этих денег бюджет может не увидеть никогда.
Помимо завода в Ульяновске, у Vestas в России есть производство гондол (это одна из частей корпуса ветрогенераторов, а не лодка) в Дзержинске. Это предприятие пока работает, сообщил Минпромторг. Но как долго оно продержится, пока датчане окончательно не сбегут из России, — покажет время.
Закрытие заводов Vestas усугубит проблемы с поставками ветряных турбин. А значит, строительство ветряных электростанций в Волгоградской и Самарской областях на 253 МВт будет под вопросом. Это приведёт к тому, что строители и занятые на этих проектах тоже останутся без работы. Такая вот печальная цепочка.
Vestas — одна из многих западных компаний, которые отказались вести бизнес в России. Например, Mazda прекратила работу завода во Владивостоке из-за проблем с поставками запчастей. Ранее производство уже приостановили на фоне российской спецоперации, теперь японцы могут и вовсе выйти из совместного бизнеса. Сотрудников отправили в простой.
В сентябре Toyota объявила, что закроет сборочную площадку в Шушарах (Санкт-Петербург). Причиной назвали невозможность наладить поставки комплектующих. Площадку законсервируют и, возможно, продадут. Завод в Петербурге с 2007 года выпускал бестселлеры рынка — Camry и RAV4, которые продавали в России, поставляли в Казахстан, Белоруссию и Армению. Сотрудников отпустили восвояси, но хотя бы не с пустыми руками: им предложили повышенные компенсации.
Фото: vestas.com