secretmag.ru
Опубликовано 06 января 2022, 06:26
8 мин.

Самые значимые бизнес-сделки 2021 года. Выбор «Секрета фирмы»

Крупные сделки по слиянию и поглощению, или M&A, — тренд последних лет. Что на глобальном рынке, как сообщает Deloitte, что на российском, по мнению аналитиков EY, они заключаются всё чаще и на всё более значимые суммы. Компании стремятся к новым вершинам через объединение, поглощение конкурентов или покупку мелких, но перспективных игроков. И это всё сильнее волнует рынок и регуляторов, потому что всего одна сделка может надолго изменить расклад карт на том или ином рынке и повлиять на простых потребителей. «Секрет» решил вспомнить самые яркие случившиеся и сорвавшиеся сделки 2021 года в России и в мире.

Самые значимые бизнес-сделки 2021 года. Выбор «Секрета фирмы»

«Магнит» примагнитил «Дикси»

В июле ФАС разрешила «Магниту» приобрести DIXY Holding Limited — магазины группы «Дикси». К концу месяца сделку завершили, хотя планировалось её закрыть только в августе. В результате к «Магниту» перешли 2477 магазинов «Дикси» и «Мегамарт» общей торговой площадью 804 000 м2. Большинство точек находятся в столицах: 1319 — в Москве и МО, а 438 — в Санкт-Петербурге и ЛО. Также «Дикси» есть в УФО — Свердловской и Тюменской областях. Помимо торговых точек, компания получила пять распределительных центров. Покупка обошлась «Магниту» в 87,6 млрд рублей.

Благодаря этой сделке у «Магнита» появляются шансы значительно приблизиться по обороту к X5 Retail Group — главному конкуренту на российском рынке. В последние два года разрыв между холдингами увеличивался, но теперь может сократиться.

Магазины «Дикси» продолжат существовать под прежним названием и в формате отдельного юридического лица, изменений в команде менеджмента этой сети тоже не планируется. Но «Магнит» не исключает, что некоторые торговые точки DIXY Holding Limited закроются.

ФАС не позволила Avito приобрести «Циан»

В сентябре стало известно, что крупнейшая российская площадка для частных объявлений Avito решила купить «Циан» — платформу по продаже и аренде недвижимости, основанную в 2001 году. При этом Avito согласна и на приобретение только части бизнеса в отдельных городах-миллионниках. Успешное заключение сделки может увеличить долю Avito на рынке объявлений о недвижимости до 62,2%: сейчас у компании всего 40%. Кроме того, «Циан» совершил крупнейшее для российских компаний технологическое IPO в Нью-Йорке с оценкой в $1,1 млрд.

Тем не менее ФАС отказала Avito в запросе приобрести «Циан»: по мнению Антимонопольной службы, эта сделка антиконкурентная. По её итогам на рынке появится игрок, занимающий больше 50%, а значит, вырастут цены для всех сторон — и покупателей и риелторов, — и одновременно может упасть качество услуг агрегаторов.

АФК «Система» за бесценок купила производителя «Кагоцела»

В России медицинским сектором интересуется АФК «Система»: в портфеле компании уже есть клиники «Медси», фармацевтический холдинг «Биннофарм групп» и BioTech-стартап «Система-биотех». Теперь к этой тройке добавилась ГК «Ниармедик» — предприятие, основанное в 1989 году и известное в первую очередь выпуском противовирусного средства «Кагоцел». Помимо этого, компания занимается разработкой тест-систем, проводит лабораторные исследования.

В сентябре АФК «Система» через свою структуру АО «Новый инвестиционный холдинг», которой она владеет совместно со «Сбербанком», приобрела «Ниармедик» за один рубль. Причина такой цены — большой чистый долг «Ниармедика» перед Сбербанком: 5,9 млрд рублей. Согласно заключённому договору, часть этого долга в размере 2,8 млрд рублей будет погашать АФК «Система». «Ниармедик» пройдёт через оптимизацию — новые владельцы надеются повысить акционерную стоимость активов и производственные возможности.

«Яндекс» улучшает финансовые продукты через банк «Акрополь»

Ведущая российская технологическая компания продолжает развивать свои сервисы через поглощения. В частности, в финансовом секторе. В прошлом году «Яндекс» пытался приобрести «Тинькофф», но ничего не вышло. А летом 2021 года компания стала абсолютным владельцем банка «Акрополь», получив все его лицензии: от брокерской и дилерской до универсальной банковской. Сумма сделки составила 1,1 млрд рублей.

Покупка «Акрополя» должна помочь «Яндексу» активнее развивать финтехнаправление и запускать новые продукты в этом секторе. По словам представителей «Яндекса», сервисы будут предназначены для массового пользователя и первые продукты могут появиться до конца 2021 года. Аналитики предполагают, что банк будет переименован, чтобы соответствовать экосистеме «Яндекса».

Самые значимые бизнес-сделки 2021 года. Выбор «Секрета фирмы»

«Азбука вкуса» в «Лавку» не вошла

В начале июня СМИ заговорили о том, что «Яндекс» собирается приобрести сеть супермаркетов «Азбука вкуса», которая предлагает товары высокой ценовой категории. Это бы позволило технологическому гиганту расширить ассортимент в «Яндекс.Лавке» за счёт готовой еды и снизить цены для потребителей. Для «Азбуки вкуса» такая сделка стала бы шансом на увеличение прибыли, просевшей после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. Потому что сеть была сфокусирована на продаже европейских товаров.

Сотрудничество у «Азбуки вкуса» и «Яндекса» активно развивается: ретейлер летом отказался от всех служб доставки, включая собственную, кроме «Яндекс.Еды». Однако о возможной покупке сети комментарии не дала ни одна сторона. А в августе стало известно, что «Яндекс» вышел из переговоров, не достигнув компромисса в обсуждении суммы сделки, и этим сэкономил предположительно 20 млрд рублей — в такую сумму оценивалась покупка.

«Лента» = «Семья» + Billa

Один из крупнейших федеральных ретейлеров в 2021 году делает всё, чтобы сократить разрыв с лидерами рынка — X5 Retail Group и «Магнит». В августе «Лента» закрыла сделку по покупке сети Billa за €225 млн: это 161 торговая точка, сотрудники и инфраструктура цепочек поставок. Благодаря этому приобретению «Лента» становится вторым по величине оператором супермаркетов для Москвы и МО. Кроме того, она может ещё активнее развивать экспресс-доставку продуктов, потому что магазины Billa в столице располагаются удачнее, чем гипермаркеты «Лента», которые в основном находятся близко к МКАД. В течение года ретейлер намерен интегрировать в свою сеть все торговые точки Billa.

И одновременно с этим «Лента» приобрела пермскую сеть «Семья» — это 75 магазинов, среди которых 27 супермаркетов и четыре гипермаркета. Остальное занимает формат «у дома». Сумма сделки — 2,35 млрд рублей. Как и в случае с Billa, в течение года «Лента» интегрирует «Семью» в свою сеть: магазины у дома получат название «Мини Лента», а супермаркеты — «Супер Лента». Эта сделка поможет федеральному ретейлеру увеличить свою долю рынка в Пермском крае с 1,3% до 7% и развивать экспресс-доставку.

А почти под бой курантов «Лента» объявила о приобретении онлайн-ретейлера «Утконос». Цена вопроса — 20 млрд рублей. Завершиться сделка должна до конца первой недели февраля 2022 года. Эта покупка направлена на усиление конкурентоспособности «Ленты» в сегментах «премиум» и «выше среднего» и развитие онлайн-продаж. Предполагается, что после сделки «Лента» создаст платформу в e-grocery нише.

К Мосбирже приросла онлайн-платформа NTPro

В марте 2020 года Мосбиржа решила приобрести миноритарный пакет акций BierbaumPro AG — разработчика NTPro: онлайн-платформы для внебиржевой торговли валютой. Система имеет доступ более чем к 60 провайдерам валютной ликвидности и демонстрирует оборот в $7,5 млрд. При этом, согласно документам, в течение трёх лет Мосбиржа имеет право поэтапно провести полную консолидацию NTPro. За 2020 год во владении Мосбиржи оказались 25% акций, за которые отдано 329 млн рублей, а в конце октября 2021 года — уже 95%.

Владение NTPro позволяет Мосбирже расширить спектр валютных инструментов для инвесторов — благодаря сервисам по агрегации ликвидности и мэтчингу (сверка прошедших покупок и продаж за сутки. — Прим. «Секрета»), и заниматься активной торговлей на внебиржевом рынке: как в валютном сегменте, так и в других.

Присоединение NTPro гипотетически позволит создать новое направление и стимулировать развитие рынка Форекс.

Illumia закрыла сделку с Grail вопреки Еврокомиссии

В августе 2021 года Illumina, крупнейшая компания, занимающаяся секвенированием ДНК, закрыла сделку по приобретению своего же стартапа Grail — он проводит диагностику около 50 видов онкологии на ранней стадии. Illumina владела 15% акций изначально, и покупка остальных 85% обошлась компании в $8 млрд. Технологии Grail используют многие мировые BioTech-компании, которые занимаются онкоскринингом. Полное присоединение стартапа к Illumina сделает тесты для выявления рака более доступными по цене, соответственно, охватит больше нуждающихся людей и за девять лет сможет спасти 10 000 жизней.

Однако Еврокомиссия выступила против сделки, как и FTC (Федеральная торговая комиссия США), и начала расследование. По мнению регулирующих органов, покупка Grail — антиконкурентный шаг, который может подавить развитие инноваций как минимум на американском рынке и повысить стоимость услуг в сфере онкологического скрининга. Расследование будет идти ориентировочно до февраля 2022 года. Как минимум до этого момента по требованию Еврокомиссии Grail должна оставаться отдельной компанией.

Самые значимые бизнес-сделки 2021 года. Выбор «Секрета фирмы»

Twitter расширяет сообщества через Sphere

Twitter продолжает развивать идею персонализации в приложении — сначала в сентябре 2021 года соцсеть предложила создавать группы по интересам, а после в октябре приобрела Sphere. Это мессенджер для группового общения, помогающий каждому найти интересующее его комьюнити. Среди любопытных возможностей мессенджера — самоочищение чатов: старые сообщения автоматически переносятся в архив. Кроме того, различные опросы и объявления подсвечиваются как важные. В Sphere инвестировали Index Ventures, Horizons Ventures.

Сумма сделки между Twitter и Sphere неизвестна. Мессенджер стартапа с ноября развиваться перестал, как и работать автономно: он будет объединён с Twitter. Команда Sphere в размере 20 человек присоединяется к Twitter и будет заниматься изменением сообществ и личных сообщений в компании.

WOW Tech Group и Lovehoney сформировали лидера рынка

Новые лидеры рынка порой появляются через консолидацию игроков — это удалось осуществить производителям секс-игрушек. Такой итог получит сделка немецкой WOW Tech Group и британской Lovehoney. Первая компания — производитель инновационных товаров премиум-класса, вторая — интернет-магазин. Из их союза родится Lovehoney Group, в которую также попадает Amorana — швейцарский бренд, купленный Lovehoney ранее.

Во главе новой компании встанет Йоханнес Плеттенберг, генеральный директор WOW Tech, а в структуре самой WOW Tech Group и Lovehoney ничего не изменится. Lovehoney Group будет ориентирована на b2b сегмент. Новая компания предположительно оценивается в $1,2 млрд. А объединённая прибыль WOW Tech Group и Lovehoney по итогам 2021 года может составить $400 млн, благодаря чему они становятся крупнейшим мировым лидером рынка секс-игрушек. А значит, и их объединённый «проект» тоже.

Advent и GIC приобрели шведский биотех Sobi

MedTech и BioTech продолжают оставаться на пике популярности, и компании в этих секторах активно привлекают инвесторов. Осенью Advent International, частная инвестиционная компания, и GIC, сингапурский фонд национального благосостояния, решили купить Orphan Biovitrum (Sobi) — это шведский стартап, который производит препараты для лечения орфанных (редких) заболеваний в области гематологии и иммунологии. Сумма сделки составила 69,4 млрд шведских крон, или примерно $8 млрд. Advent International и GIC заплатили за каждую акцию Orphan Biovitrum на 55% больше средней цены на Nasdaq Stockholm.

Поглощение Sobi аналитики называют ожидаемым — этот вопрос остро стоял несколько лет. Правда, предполагалось, что покупателями станут Pfizer и Biogen Inc. Но положительный ответ стартап дал Advent International. Теперь Sobi больше не торгуется на фондовой бирже, а полученные средства пустит на разработку новых препаратов.

Коллажи: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Pixabay