Опубликовано 07 декабря 2021, 23:13
2 мин.

Что такое консолидация рынка. Объясняем простыми словами

Консолидация рынка — увеличение компаниями своей доли на рынке, его разделение между крупными игроками.

Что такое консолидация рынка. Объясняем простыми словами

В целом консолидация (от лат. con — «вместе» и solido — «укрепляю», «сращиваю») — это упрочение, укрепление чего-либо. Этим термином также обозначают сплочение отдельных групп или организаций ради общих целей.

На рынке консолидация происходит через объединение нескольких компаний в одну (M&A). Например, в 1999 году в России насчитывалось около 300 авиаперевозчиков, в каждом аэропорту была своя базовая авиакомпания (перевозчик проходил там основное обслуживание). 20 лет спустя число компаний уменьшилось втрое, причём на 35% из них приходилось более 99% пассажиропотока.

Примеры употребления на «Секрете»

«Происходит консолидация: сильные компании, особенно те, кому удалось удержать рост цен, увеличивают долю рынка. Консолидация идёт с двух сторон: производителей и ретейлеров».

(Сооснователь сети мебельных гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент — о ситуации на мебельном рынке.)

«Мы не ожидаем, что закрытие этих сделок негативно скажется на уровне цен для конечного потребителя, поскольку потенциал для консолидации рынка всё ещё велик и конкуренция остаётся насыщенной».

(Младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Михаил Ткач — о поглощении «Магнитом» и «Лентой» своих конкурентов.)

Нюансы

Фаза консолидации — это поздний этап жизненного цикла отрасли, в котором возможности дальнейшего роста для отдельных компаний практически исчерпаны. Конкуренты начинают сливаться друг с другом, чтобы получить преимущество за счёт масштабов.

Традиционно различают следующие фазы жизненного цикла бизнеса — зарождение, рост, зрелость, консолидация и упадок. Консолидация свидетельствует о том, что рынок уже полностью освоен, достиг потолка. Например, авиакомпании просто неоткуда взять новых пассажиров, а производителям игровых консолей — игроков, которые окупят расширение производства.

Зачастую фирмы объединяют сегменты бизнеса, чтобы сократить расходы, повысить эффективность и закрыть неприбыльные направления. Также объединение активов может происходить перед выходом компании на биржу.

Факты

Существует консолидация на финансовом рынке. Это состояние, при котором котировки какого-то актива почти не меняются, застывая в узком диапазоне. Речь может идти о валюте, а также об акциях, облигациях и других ценных бумагах. При консолидации наблюдается рыночное равновесие — равенство предложения и спроса на актив. Либо консолидация рынка может иллюстрировать отсутствие тех, кто хочет продать или купить актив.

Также бывает консолидация акций. Это корпоративное действие, в результате которого две или более акций общества конвертируются в одну той же категории (иначе это называется «обратный сплит»). Уставный капитал акционерного общества при этом не меняется, а номинальная цена одной акции увеличивается. Например, в 2008 году Royal Bank of Scotland (RBS) провёл консолидацию своих акций в соотношении 1:20, то есть на каждые 20 акций RBS, принадлежавших акционеру до консолидации, теперь приходится одна акция.

Статью проверила:

Что такое консолидация рынка. Объясняем простыми словами

Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ