Что такое виральность. Объясняем простыми словами
Виральность (или вирусность) — свойство контента широко распространяться без усилий со стороны его автора — за счёт того, что пользователи сами охотно делятся им с другими.
Проще говоря, это способность текста/клипа/мема/рекламы распространяться «сарафанным радио».
Важность виральности для продвижения бизнеса сложно переоценить. «Продукт, который не ловит виральность после первых маркетинговых тестов, достаточно сложно вывести на рынок, чтоб из него что-то большое получилось. Нельзя постоянно жить только за счёт рекламы», — говорил «Секрету» основатель Qiwi Андрей Романенко.
Примеры употребления на «Секрете»
«Facebook загнал себя в ловушку — долгие годы популярность в соцсети мог снискать только простенький виральный контент, этим, как считается, воспользовались сторонники Трампа и привели его к власти».
(Из материала о репутационных проблемах Facebook).
«Должна сказать, что мой случай не вполне типичный, пост в фейсбуке стал таким виральным, что представители прокуратуры сами вышли на меня ещё до того, как мы собрали информацию о всех нарушениях, и попросили более детально описать ситуацию».
(Основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова — о том, как защитить бизнес от произвола силовиков.
Нюансы
По мнению профессора маркетинга Уортонской школы бизнеса Йона Бергера, чтобы создать виральный контент, нужно делать ставку на триггеры, эмоции, пользу, истории и инфоповоды.
Триггеры — это стимулы, побуждающие думать о связанных друг с другом вещах. Например, «Старбакс» любит использовать сезонные триггеры. Перед наступлением холодов они запускают в продажу тыквенный латте.
Также есть классическое правило «шести эс» — секс, скандал, смерть, смех, сенсация, страх. Виральный контент, построенный на этих темах, может набрать большие охваты в моменте, так как всё это — базовые триггеры человека, бьющие по его первобытным инстинктам.
Маркетологи используют активные эмоции с «высокой активацией», то есть вызывающие желание обсудить и распространить полученную информацию. К чувствам, которыми чаще всего делятся люди, относятся восторг, умиление, восхищение, сострадание, удивление либо гнев, возмущение, раздражение и злость.
Практическая польза продукта важна для виральности. Дело в том, что люди любят друг другу помогать. Поэтому, если контент или идея могут сэкономить ресурсы или улучшить здоровье, аудитория будет с интересом это обсуждать.
Наконец, сторителлинг. В сравнении со стандартными сообщениями истории запоминаются на 21% лучше и вызывают на 35% больше доверия.
«Виральность обеспечивается именно качественным решением, а не маркетингом. Но если ты выпускаешь на пока ещё не сформировавшийся рынок пустышку и пытаешься привлечь аудиторию маркетингом — это нерабочая или очень краткосрочная тактика», — рассказал «Секрету» сооснователь и директор по стратегии компании Cleverbots Адам Тураев.
Статью проверил:
Богдан Преображенский, руководитель SMM и YouTube в «Нетологии»