Опубликовано 01 июля 2022, 08:54
3 мин.

Что такое олигополия. Объясняем простыми словами

Олигополия (от греч. oligo — «несколько» и poleo — «продаю») — модель рынка, на котором в производстве или сбыте того или иного продукта участвует незначительное число компаний. Как правило, речь о крупных корпорациях.

Что такое олигополия. Объясняем простыми словами

Проще говоря, олигополией называют ситуацию, когда на рынке конкурирует ограниченное число компаний, которые сообща занимают не менее 50% всего рыночного объёма. И чем меньше фирм контролируют большие доли рынка, тем ниже конкуренция.

Чаще всего олигополии возникают естественным образом, встречаются на рынках технически сложных и наукоёмких отраслей, а также там, где требуются большие капиталовложения. Такая структура рынка характерна для производителей электроники, фармацевтических компаний, судо- и самолётостроительных предприятий, металлургов, нефтедобытчиков и т. д.

Основные черты олигополии:

  • взаимозависимость — каждая из фирм занимает крупную долю рынка, но зависит от других представителей олигополии и не может кардинально менять положение на рынке;
  • высокий барьер входа на рынок для новых фирм;
  • неценовая конкуренция — компании не могут по своему желанию менять цены из-за зависимости от других, они увеличивают прибыль при помощи рекламы, программ лояльности и дифференциации товара;
  • общий уровень цен в действующей олигополии более высок, чем на рынке совершенной конкуренции, но ниже, чем при монополии.

Пример употребления на «Секрете»

«Мы не ждём от Google поддержки, однако мировая тенденция регулирования технологических олигополий даёт нам дополнительные возможности конкурировать не только на территории ЕАЭС, но и во всём мире».

(Гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин — о причинах, по которым российское приложение NashStore может стать популярным.)

Нюансы

Все олигополии делятся на два вида.

  • Дифференцированная олигополия.

Компании производят похожие, но не идентичные продукты. При этом конкурирующие фирмы стремятся разнообразить свою продукцию и сделать её отличающейся от других. Это автомобилестроение, сотовые сети, табачная промышленность и т. д.

  • Чистая или однородная олигополия.

На рынке действуют несколько компаний, которые торгуют одной и той же продукцией со схожими характеристиками и ограниченным числом сортов или типов. Пример такой олигополии — добыча полезных ископаемых, производство алюминия, минеральных удобрений и т. д.

Есть несколько основных моделей, которые описывают функционирование таких олигополий.

  • Модель Курно предполагает, что каждая фирма прогнозирует, сколько продукции будут выпускать её конкуренты. В соответствии с этими прогнозами фирма выбирает собственный объём производства. Впоследствии фирмы корректируют принятые решения, пока ситуация на рынке не достигнет равновесия.
  • Модель Штакельберга — более сложный вариант модели Курно. Она предусматривает появление на рынке одной фирмы, которая выбирает объём товара, который будет производить, а остальные ориентируются на неё.
  • Модель Бертрана исходит из того, что стратегию фирмы определяет не количество производимого товара, а цена на него. При равном качестве потребители выберут продукт с более низкой стоимостью, поэтому фирмы в итоге придут к ценам, которые устроят всех продавцов.
  • Модель ломаной кривой спроса предполагает, что цены на олигополистическом рынке стремятся к постоянству. Если одна из фирм снизит цены, другие (до определённого предела) последуют за ней, чтобы не потерять покупателей. Но если фирма повышает цены, её конкуренты не делают этого, рассчитывая переманить к себе часть покупателей.
  • Картельное соглашение предполагает сговор компаний и схоже по методам воздействия на рынок с искусственной монополией.

Статью проверила:

Что такое олигополия. Объясняем простыми словами

Мария Ермилова, к. э. н., доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова