Опубликовано 20 мая 2021, 19:43
6 мин.

«Магнит» и «Лента» укрупняются. Ударит ли это по ценам на полках

И как скажется на акциях обеих компаний

В течение недели стало известно о двух крупных сделках в российском ретейле: «Магнит» объявил, что купит «Дикси», а «Лента» — Billa. Рассказываем, скажется ли такая консолидация на покупателях и что она меняет для инвесторов.

«Магнит» и «Лента» укрупняются. Ударит ли это по ценам на полках

Что случилось

18 мая второй по оборотам российский ретейлер, «Магнит», договорился о покупке конкурирующей сети магазинов «Дикси». Сделку предварительно оценили в 93 млрд рублей. «Магниту» перейдут около 2600 магазинов, а его обороты вплотную приблизятся к лидеру российского розничного рынка X5 Group.

«Дикси» продолжит существовать как отдельное юрлицо, а магазины — работать под привычным брендом. На месте останется и команда, включая топ-менеджмент.

На следующий день стало известно, что «Лента» договорилась о покупке работающей в РФ сети супермаркетов Billa у немецкой компании REWE Group. Стоимость — €215 млн (более 19 млрд рублей).

«Лента» получит 161 супермаркет общей площадью свыше 138 000 кв. м. Это позволит ретейлеру увеличить свою сеть более чем вдвое — до 301. В «Ленте» заявили, что планируют интегрировать супермаркеты, логистическую инфраструктуру и более 5400 сотрудников российской Billa в свою сеть. Таким образом, торговая марка «Билла Россия» прекратит своё существование.

Оба покупателя объяснили свои действия тем, что хотят нарастить долю присутствия в Москве и Подмосковье. Так, краснодарский «Магнит» увеличит свою долю в столичном регионе с 3,8 до 8,2%, питерская «Лента» — до 3%.

Михаил Ткач
младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА»

Покупка «Дикси» позволит «Магниту» укрепить свои позиции в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Владельцы «Дикси» продают бизнес на выгодных условиях и могут сосредоточиться на развитии более нишевых форматов «Красное & Белое» и «Бристоль». Приобретение супермаркетов Billa мы также считаем естественным ходом событий, поскольку финансовые результаты Billa последние годы находились под давлением из-за высокой конкуренции, а «Лента», в свою очередь, старается диверсифицировать форматы магазинов, снижая зависимость от постепенно теряющего популярность в России формата гипермаркетов.


Что это значит для покупателей

«Мы не ожидаем, что закрытие этих сделок негативно скажется на уровне цен для конечного потребителя, поскольку потенциал для консолидации рынка всё ещё велик и конкуренция остается насыщенной», — сказал «Секрету» Михаил Ткач.

Схожего мнения придерживаются и власти. Говорить о том, что в России чрезмерно укрупнятся торговые сети и будут диктовать цены, нельзя, заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его данным, на топ-10 продуктового ретейла приходится лишь четверть рынка. В то время как, например, в Германии этот показатель составляет 71%, в Великобритании — 60%, в Польше — 49%, в США — 46%.

По словам Мантурова, в 2020 году доля торговых сетей несколько увеличилась и составила почти 39%, но остальная часть приходится на несетевую торговлю. Чиновник также напомнил, что сделки с участием «Ленты» и «Магнита» должны будут пройти согласование в Федеральной антимонопольной службе.

© depositphotos.com/mgfoto

© depositphotos.com/Madhourses

Степень консолидации российского розничного рынка ещё очень далека от европейского и американского, подтверждает партнёр Odgers Berndtson Анна Сус. «Поэтому мы верим в то, что эти процессы пока влияют на рынок позитивно, так как растят средний уровень зрелости процессов и менеджмента. Потребителям это не только не вредит, но и идёт на пользу. Когда несколько действительно крупных игроков „сражаются“ за внимание и кошелёк потребителя, они находятся в режиме постоянного тестирования новых технологий, инвестируют в сервис, в глубину скидок, в совершенствование формата магазинов», — сказала она.

В случае с «Дикси» покупатели могут даже не заметить изменений, полагает партнёр консалтинговой компании Rights Business Standard Владимир Красильников. «Переформатирование магазинов под бренд „Магнит“ не выглядит целесообразным — такое решение потребовало бы существенных финансовых вливаний как на сам ребрендинг, так и на перестраивание бизнес-процессов, — объяснил он. — Исчезновение бренда Billa уберёт из потребительской корзины лишь товары частной марки немецкой сети, но, в свою очередь, даст возможность обновить её товарами из обширного списка частных марок „Ленты“».

В целом обе сделки ведут к сокращению количества игроков на рынке, а значит, к снижению уровня конкуренции. Однако, в ближайшем будущем потребитель не пострадает от таких действий на рынке, считает доцент экономического факультета РУДН Анна Чернышова.

«Во-первых, на рынке ритейла достаточно игроков, сдерживающих друг друга, — рассуждает она. — Во-вторых, Госдума рассматривает законопроект, устанавливающий пределы колебания цен на определенные категории продуктов, что в условиях падения доходов потребителя и усиления государственного контроля будет влиять на формирование цен на полках. Таким образом, изменения цен на полках как в сторону повышения, так и в сторону понижения, в результате данного слияния, ожидать не стоит».

Объединение сетей в России отражает общемировой тренд консолидации торговли, говорит профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов. И этот процесс будет продолжаться — тем более правительству это выгодно: бизнес становится более управляемым, полагает он.

Вячеслав Чеглов
профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова

Для потребителя, я считаю, это плохо. Меньше выбора, хуже ассортимент, меньше разнообразия промоакций. При этом конкуренция крупных торговых сетей останется фактором сдерживания роста розничных цен. То есть по ценам на полках этот процесс сильно не скажется, хотя чем больше сетей, тем выбор ценового предложения всяко больше. И, безусловно, это плохо для производителей и малого торгового бизнеса.


Что это значит для инвесторов

Сообщения о сделках инвесторы восприняли позитивно. На этих новостях акции «Магнита» в моменте росли на 4%, депозитарные расписки «Ленты» — на 7%. Однако позже первая компания потеряла весь прирост капитализации, вторая — половину.

Аналитики пока скромно оценивают перспективы роста бумаг «Ленты». В «Альфа-банке» отметили, что сумма не сделки с продавцом Billa «не выглядит дешёвой», учитывая, что в дальнейшем компании придётся потратиться на ребрендинг магазинов. «Хотя „Лента“ использует возможности своего баланса (который стал гораздо сильнее при коэффициенте чистой долг / EBITDA на уровне 1,5x по итогам 2020 года), акции „Ленты“ вряд ли войдут в категорию „бумаг с высокой дивидендной доходностью“ в краткосрочной перспективе», — пишут аналитики банка.

© depositphotos.com/Pe3check

© depositphotos.com/shinobi

Не видят существенного потенциала у расписок «Ленты» и в «Открытии брокер» — во всяком случае, на горизонте одного года. По мнению аналитика компании Алексея Павлова, «акции „Магнита“ представляются более интересным вложением, которые к тому же предлагают инвесторам дивидендную доходность, близкую к двузначной». «Лента» же и вовсе решила не выплачивать акционерам дивиденды по итогам 2020 года, напомнил Павлов.

Приобретение «Дикси», вероятно, позволит «Магниту» улучшить рентабельность на московском рынке — сопоставимая по масштабам органическая экспансия сети в Москве потребовала бы значительных финансовых инвестиций, добавляют аналитики аналитики Sberbank CIB.

И «Лента», и «Магнит» могут вырасти из-за перетока инвестиций от Х5 Group. Инвестсообщество разочаровано отсутствием информации об этих планах компании по расширению бизнеса за счёт аналогичных сделок, как у конкурентов, отмечает аналитик «Фридом Финанс» Александр Осин. Стоимость расписок Х5 Group на Мосбирже с начала года постоянно падает: в январе они торговались у отметки 2800 рублей за штуку, сейчас — в районе 2200.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com/ lapandr