secretmag.ru
Жизнь7 мин.

Как правильно хвастаться на работе и не навредить себе? Советы и чек-лист от карьерного консультанта

© Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik/vecstock, wayhomestudio, freepik, benzoix, luis_molinero

С детства нас учат, что хвастаться нехорошо. Бывает так: вы работаете, развиваетесь, демонстрируете лояльность по отношению к компании, а повышают выскочку, который работает без году неделя и проигрывает вам по всем фронтам. Рассказываем о том, почему хвастовство — один из столпов успешной карьеры.

Почему нужно хвастаться на работе

Оценки субъективны

Сегодня на рынке сравнительно мало компаний с чётко оцифрованными целями для каждого. Ещё меньше автоматизированных настолько, чтобы результаты того или иного сотрудника были видны в онлайн-режиме. Чаще всего руководители оценивают эффективность каждого конкретного человека субъективно: сделал задачу вовремя, не совершил в процессе критичных ошибок, с ним комфортно взаимодействовать, значит, сотрудник хороший.

К тому же в компаниях редко существует эффективная система объективной оценки для отбора сотрудников с высоким потенциалом и планомерного наращивания кадрового резерва. Поэтому чаще всего и решение о повышении принимается субъективно, а ключевую роль может сыграть мнение непосредственного начальника или неформальных лидеров. Это те люди, к кому в компании прислушиваются лица, принимающие решения.

Получается, повышают того, кто оказался в нужное время в нужном месте или о ком вспомнили в момент освободившейся позиции.

Популярность бывает важнее результатов

Ни для кого не секрет, что часто повышают не самых результативных и эффективных, а тех, кто на слуху, кто тратит время на выстраивание отношений с формальными и неформальными лидерами и умеет грамотно преподнести себя и свою работу. Вспомните старый анекдот про лошадь, которая в колхозе работала больше всех, но председателем так и не стала.

Получается, что важно не только качественно выполнять свои задачи и быть готовым к расширению зоны ответственности, но и уметь грамотно рассказать о себе и своих достижениях. Люди редко держат в фокусе внимания других: у каждого хватает своих забот и проблем. Именно поэтому чтобы о достижениях узнали, о них важно рассказывать.

Умение поделиться своими успехами вовремя, в правильном месте и с нужным человеком может помочь развитию карьеры и личного бренда. Если не становиться «профессиональным молчуном», менее компетентные коллеги точно не смогут обойти вас на карьерных виражах.

Почему мы не рассказываем о своих успехах на работе

Скромность

При составлении резюме раздел с достижениями часто вызывает ужас. Во время карьерных консультаций многие твердят: «Я просто делал свою работу». Потом оказывается, что благодаря самоотверженности был перевыполнен план, внимательность сэкономила компании миллионы, а лидерские качества помогли вовремя запустить производственную линию, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Нас не приучили замечать свои достижения, и зачастую они воспринимаются как должное.

Негативные установки

Часто могут мешать внутренние страхи.

  • Кто-то не хочет стать хвастуном в глазах окружающих и разрушить образ молчаливого профессионала.
  • Другие боятся потерять друзей и хорошие отношения с коллегами из-за зависти.
  • Кому-то навязали, что хвастаться — это стыдно, неприлично и неправильно.
  • Кто-то считает, что доказывать свой профессионализм нужно только делом, а не словом.

Отсутствие похвалы

У руководителей часто не хватает времени, навыков и компетенций, чтобы заметить достижения своего ребёнка или сотрудника и проговорить их. Во многих компаниях начальники думают так: «Я плачу зарплату, ещё и хвалить должен?». А некоторые руководители считают своим долгом напомнить, что радоваться нужно хотя бы тому, что человека пока не уволили.

Так формируется определённый паттерн поведения: нам становится сложно замечать свои заслуги и понимать, за счёт каких личных качеств удалось выполнить конкретную задачу.

Как правильно хвастаться на работе

Чтобы научиться правильно рассказывать о своих достижениях и не буксовать на пути к карьере мечты, придётся преодолеть несколько этапов.

Хвалим себя

Для начала важно начать замечать свои достижения и хвалить себя за них.

  • Попробуйте каждый вечер после составления списка дел на завтра ежедневно выписывать пять вещей, за которые вы можете сказать: «Я молодец».
  • Каждый месяц составляйте топ-3 собственных достижений. Так вы будете фокусироваться на своём вкладе в решение задач.
  • Можно дополнительно мотивировать себя походом в спа или новым гаджетом: так вы материально закрепите свои успехи и поймёте, что хвалить себя — это приятно.

Определяем достижения

Когда похвала самого себя стала рутиной, пора задумываться о публичном признании своих достижений. Определитесь, о чём нужно говорить во всеуслышание.

Факты. Вы выполнили KPI, успешно завершили проект, установили профессиональный рекорд (по объёму продаж, уровню текучести и так далее) или закрыли важный блок работы? Расскажите об этом в контексте: «Мне было трудно, но я смог». Такой оцифрованный сторителлинг точно понравится и коллегам, и руководству.

Путь к цели. Многим кажется, что рассказывать о процессе выполнения задачи не стоит, но это совсем не так.

На пути к цели могут возникнуть трудности и непредвиденные обстоятельства, а ваш подход к их преодолению — повод для рассказа о компетенциях и навыках в кризисных ситуациях.

Похвала клиента, контрагента и оценка профессионалов. Объективным мнением со стороны обязательно стоит поделиться.

Пример из практики: новый директор по логистике выполнил план за декабрь, и ни одна поставка не была сорвана. Он не остановился на впечатляющих цифрах во внутренней информационной системе, а принёс на совет директоров распечатанное письмо от крупного клиента.

Помимо общих слов благодарности, в нём было следующее: «Мы работаем с вами уже пятый год, и этот декабрь мы пережили максимально эффективно с вашей помощью». Такое достижение генеральный директор точно не забудет.

Заинтересованность в вас со стороны. Если вы получаете большое количество предложений на рынке труда, это может стать подтверждением вашей экспертности.

Но с этим пунктом нужно быть осторожнее: упоминание сторонних оферов должно подчеркнуть вашу ценность в команде, а не подтолкнуть к желанию быстро найти вам замену, пока вас не увели.

Находим собеседников

Когда вы определились, что рассказывать, настало время понять, с кем стоит делиться вашими успехами.

Формальные и неформальные лидеры. Это руководитель, собственник компании, другие руководители и коллеги в хороших отношениях с лидерами мнений в команде. Они могут неформально рассказать о ваших достижениях.

Подчинённые. Часто команда может не знать всего о том, чем занимается руководитель. Важно рассказывать об успехах департамента и вашем вкладе в него. Это увеличивает сплочённость в коллективе и повышает вовлечённость: людям важно ощущать свою причастность к успеху.

HR-специалисты. У них есть доступ к людям, принимающим решения, они в курсе открытых вакансий внутри компании и при обсуждении потенциальных кандидатур могут вспомнить отличившегося сотрудника.

Коллектив. Несмотря на то что на работе мы проводим много времени, часто разные команды ничего не знают друг о друге. Поэтому возникают войны департаментов и складывается мнение: «Мы работаем больше всех, а другие только пьют чай и строят козни».

Если сотрудники слышат о задачах и достижениях других, они понимают, что находятся в одной лодке и все гребут в одном направлении — к успеху компании. Кроме того, это помогает строить горизонтальные связи в команде и достигать общих целей легче и быстрее.

Профессиональное сообщество. Выступления на конференциях, авторские статьи и комментарии в релевантных изданиях, посты в личных социальных сетях с демонстрацией экспертизы — всё это возможность не только рассказать о собственных достижениях за рамками компании, но и прокачать свой личный бренд.

Как не навредить себе

Иногда рассказ о своих достижениях может выйти боком. Не всю информацию стоит распространять в социальных сетях и не всеми успехами нужно делиться со сцены профильной конференции.

Предсказывайте реакцию руководителя. Босс может видеть в вас не сотрудника с большим потенциалом, а конкурента. В этом случае любая похвала будет воспринята как вызов и желание занять его место.

Варианта два: смириться и не высовываться, если ваш руководитель недостаточно силён для того, чтобы ценить выдающихся профессионалов рядом, или сменить место работы и в команде осознанного наставника расти дальше, усиливая друг друга.

Будьте аккуратны в социальных сетях. Некоторые цифры и результаты работы попадают под NDA, и это нужно учитывать.

Не становитесь мишенью. Помните, что оцифрованные результаты вашей работы могут заинтересовать фискальные органы. Вряд ли вы хотите «натравить» на компанию проверки.

Остерегайтесь конкурентов. Если та информация, которой вы планируете поделиться, связана с преимуществом на рынке, подумайте дважды: она может навредить вашей компании и помочь другим игрокам ниши.

Как хвалить себя грамотно. Чек-лист

  • Во время регулярных встреч с руководством не отсиживайтесь, а старайтесь рассказывать о том, чего уже удалось достичь. Если проект пока не завершён, поделитесь трудностями и вариантами их решения на пути к цели.
  • На общих собраниях компании всегда берите слово и делитесь успехами вашего департамента за последний отчётный период.
  • Если в компании нет подобной практики, то инициируйте проведение квартальных или ежегодных мероприятий, на которых лидеры (вы в том числе) рассказывают о своих достижениях.
  • Обязательно выступайте на внутренних мероприятиях, которые организует HR-отдел или департамент развития.
  • Попробуйте от своего имени инициировать статью или заметку в корпоративном издании или рассылке о собственных успехах или достижениях вашего департамента. Так вы будете у всех на виду.
  • Используйте корпоративные чаты: если вас похвалил клиент или контрагент, не забудьте сделать скриншот и поделиться им с коллегами.
  • Не ограничивайтесь одним каналом коммуникации: используйте рабочие чаты, живые встречи с командой на разных уровнях, корпоративные и личные социальные сети, внутренние площадки (мероприятия, рассылки, корпоративные издания), профильные СМИ и внешние мероприятия.
  • Следите, чтобы то, что вы говорите о себе, было правдой, не вредило компании и вашему руководителю и главное — демонстрировало вас как эксперта и профессионала с наилучшей стороны.