secretmag.ru
Опубликовано 01 января 2024, 09:30
4 мин.

Оберег от м*даков. Как общаться с токсичными людьми на работе и не только

Общение — в определённом смысле основа человеческой жизни. Способ, которым мы взаимодействуем с коллегами, друзьями и родственниками, напрямую влияет на нашу жизнь — начиная от настроения и заканчивая финансовым положением и уровнем комфорта. Но что делать, если вас окружают неприятные люди? Как научиться с ними справляться? Вот шесть книг, которые помогут разобраться в подобных ситуациях и научат общаться с любыми токсиками.

Оберег от м*даков. Как общаться с токсичными людьми на работе и не только

«Змеи в костюмах», Павел Бабяк и Роберт Хаэр

Токсичные люди (или психопаты, как называют их авторы книги) умеют неплохо маскироваться. Они — сама галантность, когда оценивают жертву. Особенно милыми они становятся, чтобы выведать ваши слабые места, а как дело сделано — наносят сокрушительный удар по самому больному. Эта книга учит, как безошибочно определять, кто перед вами, как противостоять токсичным коллегам и одерживать победы в играх манипуляторов.

Совет из книги

Чтобы ни один психопат не смог нажать на вашу болевую точку, вы должны знать свои недостатки и принимать их. Составьте реестр своих слабых сторон, подумайте, что вы можете (и хотите) изменить в себе, а что нет. Постарайтесь принять то, что изменить не под силу (возможно, пока). Человека, который полностью себя принимает, практически невозможно поймать на крючок, как бы ни старались манипуляторы льстить, подыгрывать и втираться в доверие.

«Как выжить среди мудаков», Роберт Саттон

Если избежать токсичного общения никак нельзя, вы должны сами позаботиться о своём психическом здоровье. В книге вы найдёте техники, которые помогут снизить влияние мудаков на вашу жизнь, сберечь при общении с ними психику и репутацию. Однако помните: не спешите клеймить людей, которые вам не нравятся. Возможно, дело не в них, а в вас. Роберт Саттон предлагает стратегии, которые помогут оценить, действительно ли перед вами тот самый мудак. Несмотря на то что автор делает акцент на рабочей обстановке, советы будут полезны и в повседневной жизни.

Совет из книги

Не секрет, что мудаком может оказаться ваш клиент. Что делать? Продолжать терпеть ради очередного контракта или разорвать отношения? Попробуйте следовать следующему правилу: клиент может либо быть мудаком, либо задерживать платежи. Если клиент — то и другое вместе, смело расставайтесь с ним. Сбережёте нервы и деньги.

«Как разговаривать с мудаками», Марк Гоулстон

Опытный психиатр Марк Гоулстон написал книгу о том, как разговаривать с невыносимыми людьми. По его мнению, деструктивное общение складывается, когда собеседник отказывается рассматривать вашу точку зрения как возможную. Это могут быть политические споры, обсуждение бытовых вопросов или мимолётное хамство в общественных местах. Как реагировать? Автор создал курс переговорщиков для ФБР и в книге делится секретными методами общения.

Совет из книги

Когда вас атакуют словами, первая реакция — ударить словом в ответ. Ваш собеседник только этого и ждёт, поэтому ваша задача — не оправдать ожидания. Скажите себе, что это повод проявить самообладание. Вы можете ругаться последними словами, но про себя. Сделайте глубокий вдох, вспомните про самообладание и спокойно скажите: «И что это было?» Этим рациональным вопросом вы выбьете почву из-под ног неадекватного человека.

«Общение с трудными людьми», Тони Шварц

Сборник из восьми эссе разных экспертов можно назвать лёгким и приятным чтением. Каждый автор по-своему освещает тему общения с трудными людьми: как общаться с теми, кто в стрессе, у кого всегда «всё срочно», со сложными начальниками и так далее. За счёт разносторонней подачи и множества примеров книга получилась полезной и увлекательной — вы точно не заскучаете.

Оберег от м*даков. Как общаться с токсичными людьми на работе и не только

Совет из книги

В корпоративной культуре не принято жаловаться на коллег. Однако что делать, если сотрудник и правда переходит границы? Как корректно донести до начальства проблемы, связанные с общением? Для начала подумайте, какой ущерб наносит ваш коллега компании. Не лично вам, а бизнесу в целом. Затем переведите ущерб в денежный эквивалент. Вот теперь вы сможете грамотно и деликатно рассказать начальству о проблеме.

«Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях», Сергей Шабанов и Алена Алешина

Книга-тренинг с авторским алгоритмом коммуникации в сложных ситуациях. Что особенно ценно — книгу написали российские эксперты, а это значит, что советы отлично подойдут для нашей действительности. Из этой книги вы узнаете, как эмоции помогают и мешают в коммуникации, а также как научиться управлять собой и вести диалог, чтобы отношения улучшались.

Совет из книги

Что делать, если человек вас бесит? Один из эффективных приёмов — увидеть в таком человеке своего личного тренера. Например, оппонент ничего не может понять с первого раза, вас раздражает большое количество вопросов. Представьте, что этот человек послан для того, чтобы натренировать ваше умение объяснять сложное. С таким настроем ситуация не покажется безнадёжной и градус напряжённости спадёт.

«Сложные подчинённые», Максим Батырев

В любой команде бывают они — подчинённые, которых не хочется увольнять, но и работать с ними — так себе удовольствие. Родственники, опоздуны, пьющие, выгоревшие... Они могут быть неплохими специалистами, поэтому в ваших интересах найти к ним подход. Известный российский менеджер Максим Батырев рассказывает, как изменить поведение сотрудника, чтобы тот перестал быть головной болью.

Совет из книги

Если ваш подчинённый опаздывает, попробуйте ввести следующие правила.

  1. Санкции для тех, кто опаздывает. Допустим, сотрудник обязан задержаться на столько же минут на работе, на сколько опоздал.
  2. До начала рабочего дня проводите интересное мероприятие, тогда у опоздуна будет мотивация прийти вовремя. 
  3. Объяснительные записки — простои и работающий инструмент. Никому не приятно объясняться перед кем-то. 
  4. Также хорошее решение — «штрафные работы», в ходе которых опоздавший делает что-;то для своих коллег, которые приходят вовремя.

Главное — об этих правилах договариваться заранее и всем вместе, чтобы это не превращалось в публичное унижение.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License