Оберег от м*даков. Как общаться с токсичными людьми на работе и не только
Общение — в определённом смысле основа человеческой жизни. Способ, которым мы взаимодействуем с коллегами, друзьями и родственниками, напрямую влияет на нашу жизнь — начиная от настроения и заканчивая финансовым положением и уровнем комфорта. Но что делать, если вас окружают неприятные люди? Как научиться с ними справляться? Вот шесть книг, которые помогут разобраться в подобных ситуациях и научат общаться с любыми токсиками.
«Змеи в костюмах», Павел Бабяк и Роберт Хаэр
Токсичные люди (или психопаты, как называют их авторы книги) умеют неплохо маскироваться. Они — сама галантность, когда оценивают жертву. Особенно милыми они становятся, чтобы выведать ваши слабые места, а как дело сделано — наносят сокрушительный удар по самому больному. Эта книга учит, как безошибочно определять, кто перед вами, как противостоять токсичным коллегам и одерживать победы в играх манипуляторов.
Совет из книги
Чтобы ни один психопат не смог нажать на вашу болевую точку, вы должны знать свои недостатки и принимать их. Составьте реестр своих слабых сторон, подумайте, что вы можете (и хотите) изменить в себе, а что нет. Постарайтесь принять то, что изменить не под силу (возможно, пока). Человека, который полностью себя принимает, практически невозможно поймать на крючок, как бы ни старались манипуляторы льстить, подыгрывать и втираться в доверие.
«Как выжить среди мудаков», Роберт Саттон
Если избежать токсичного общения никак нельзя, вы должны сами позаботиться о своём психическом здоровье. В книге вы найдёте техники, которые помогут снизить влияние мудаков на вашу жизнь, сберечь при общении с ними психику и репутацию. Однако помните: не спешите клеймить людей, которые вам не нравятся. Возможно, дело не в них, а в вас. Роберт Саттон предлагает стратегии, которые помогут оценить, действительно ли перед вами тот самый мудак. Несмотря на то что автор делает акцент на рабочей обстановке, советы будут полезны и в повседневной жизни.
Совет из книги
Не секрет, что мудаком может оказаться ваш клиент. Что делать? Продолжать терпеть ради очередного контракта или разорвать отношения? Попробуйте следовать следующему правилу: клиент может либо быть мудаком, либо задерживать платежи. Если клиент — то и другое вместе, смело расставайтесь с ним. Сбережёте нервы и деньги.
«Как разговаривать с мудаками», Марк Гоулстон
Опытный психиатр Марк Гоулстон написал книгу о том, как разговаривать с невыносимыми людьми. По его мнению, деструктивное общение складывается, когда собеседник отказывается рассматривать вашу точку зрения как возможную. Это могут быть политические споры, обсуждение бытовых вопросов или мимолётное хамство в общественных местах. Как реагировать? Автор создал курс переговорщиков для ФБР и в книге делится секретными методами общения.
Совет из книги
Когда вас атакуют словами, первая реакция — ударить словом в ответ. Ваш собеседник только этого и ждёт, поэтому ваша задача — не оправдать ожидания. Скажите себе, что это повод проявить самообладание. Вы можете ругаться последними словами, но про себя. Сделайте глубокий вдох, вспомните про самообладание и спокойно скажите: «И что это было?» Этим рациональным вопросом вы выбьете почву из-под ног неадекватного человека.
«Общение с трудными людьми», Тони Шварц
Сборник из восьми эссе разных экспертов можно назвать лёгким и приятным чтением. Каждый автор по-своему освещает тему общения с трудными людьми: как общаться с теми, кто в стрессе, у кого всегда «всё срочно», со сложными начальниками и так далее. За счёт разносторонней подачи и множества примеров книга получилась полезной и увлекательной — вы точно не заскучаете.
Совет из книги
В корпоративной культуре не принято жаловаться на коллег. Однако что делать, если сотрудник и правда переходит границы? Как корректно донести до начальства проблемы, связанные с общением? Для начала подумайте, какой ущерб наносит ваш коллега компании. Не лично вам, а бизнесу в целом. Затем переведите ущерб в денежный эквивалент. Вот теперь вы сможете грамотно и деликатно рассказать начальству о проблеме.
«Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях», Сергей Шабанов и Алена Алешина
Книга-тренинг с авторским алгоритмом коммуникации в сложных ситуациях. Что особенно ценно — книгу написали российские эксперты, а это значит, что советы отлично подойдут для нашей действительности. Из этой книги вы узнаете, как эмоции помогают и мешают в коммуникации, а также как научиться управлять собой и вести диалог, чтобы отношения улучшались.
Совет из книги
Что делать, если человек вас бесит? Один из эффективных приёмов — увидеть в таком человеке своего личного тренера. Например, оппонент ничего не может понять с первого раза, вас раздражает большое количество вопросов. Представьте, что этот человек послан для того, чтобы натренировать ваше умение объяснять сложное. С таким настроем ситуация не покажется безнадёжной и градус напряжённости спадёт.
«Сложные подчинённые», Максим Батырев
В любой команде бывают они — подчинённые, которых не хочется увольнять, но и работать с ними — так себе удовольствие. Родственники, опоздуны, пьющие, выгоревшие... Они могут быть неплохими специалистами, поэтому в ваших интересах найти к ним подход. Известный российский менеджер Максим Батырев рассказывает, как изменить поведение сотрудника, чтобы тот перестал быть головной болью.
Совет из книги
Если ваш подчинённый опаздывает, попробуйте ввести следующие правила.
- Санкции для тех, кто опаздывает. Допустим, сотрудник обязан задержаться на столько же минут на работе, на сколько опоздал.
- До начала рабочего дня проводите интересное мероприятие, тогда у опоздуна будет мотивация прийти вовремя.
- Объяснительные записки — простои и работающий инструмент. Никому не приятно объясняться перед кем-то.
- Также хорошее решение — «штрафные работы», в ходе которых опоздавший делает что-;то для своих коллег, которые приходят вовремя.
Главное — об этих правилах договариваться заранее и всем вместе, чтобы это не превращалось в публичное унижение.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License