secretmag.ru
Жизнь7 мин.

У российских блогеров блокируют счета. Что происходит и правда ли, что их кошмарят?

Которую неделю в России активно обсуждают «охоту на блогеров» — на них то и дело возбуждают дела из-за неуплаты налогов и махинаций с бизнесами, а их счета блокируют из-за отсутствия деклараций. Сложившаяся ситуация порождает немало вопросов. Например, будут ли блогеры сворачивать работу в России? И как вообще чувствует себя отрасль на фоне повышенного интереса следователей и налоговиков? Разбирались вместе с экспертами.

Что происходит в отрасли

Семья Чекалиных

Неспокойно в блогерской сфере с начала марта — тогда следователи пришли к Валерии Чекалиной (известной как Лерчек) и её мужу Артёму (известному как Тёма). Пару заподозрили в уклонении от уплаты налогов на 311 млн рублей, а также дроблении доходов на отдельные ИП ради использования упрощённой системы налогообложения.

Позже к обвинениям добавилось и отмывание денег — Чекалины могли легализовать свыше 130 млн рублей сомнительного происхождения через покупку валюты. В результате паре оформили подписку о невыезде, запретили пользоваться интернетом и общаться со свидетелями по делу.

Саша Митрошина

Следом правоохранительные органы взялись за Александру Митрошину — ещё одну популярную блогершу, которая скромно называет себя «матерью бложьей». Её тоже обвинили в уклонении от уплаты налогов, только сумма оказалась заметно меньше — всего чуть больше 120 млн рублей. В деле также фигурирует и возможное дробление доходов через аффилированные и подконтрольные ИП ради той самой «упрощенки».

Кстати, Митрошина уже выплатила все налоги. Об этом она сама рассказала 3 мая на небольшой пресс-конференции. Однако с ФНС она пока не в расчёте — остались 85 млн рублей налоговых штрафов.

«85 млн — это штрафы, они платятся отдельно и в настоящий момент оспариваются адвокатами», — заявила блогерша «Секрету» через своих представителей.

Елена Блиновская

Самым громким делом среди блогеров по праву называют разбирательства с «королевой марафонов» и «исполнительницей желаний» Еленой Блиновской. Её задержали 27 апреля при попытке пересечь границу с Белоруссией под Смоленском. Обвинения в случае с Блиновской посерьёзнее — тут речь идёт уже об уклонении от уплаты налогов аж на 918 млн рублей (почти миллиард!) и всё тех же дроблении бизнеса и легализации доходов.

Несмотря на то что Блиновская полностью признала вину и решила сотрудничать со следствием, она всё равно оказалась под домашним арестом и осталась без интернета. На заседании по мере пресечения стало известно, что она частично закрыла долг перед налоговой, но это Блиновской тоже не помогло.

Причём тут чёрный список блогеров

Тремя популярными блогерами правоохранители и налоговики явно не ограничатся — осталось понять, кому прилетит в следующий раз. На этот счёт есть небольшая подсказка. В конце апреля стало известно, что в МВД составили специальный «черный список блогеров-миллионников», которых стоит проверить на причастность к неуплате налогов.

Всего в перечень вошли 32 человека. Полный список так и не раскрыли, но Mash поделился несколькими именами. В частности, среди «счастливчиков» якобы оказались Инстасамка, Гусейн Гасанов, Егор Крид, Оксана Самойлова, Регина Тодоренко, Дина Саева, Виктория Боня, Самира Мустафаева, Надин Серовски, Гоар Аветисян и Анастасия Миронова.

Как утверждал Mash, убрать своё имя из списка вполне реально — достаточно заплатить налоги. Именно это и произошло с Александрой Митрошиной после того, как она рассчиталась с отечественной ФНС.

Вскоре после публикации Mash некоторые участники этого списка вдруг засобирались за границу. В Дубае отдыхают Регина Тодоренко и Дина Саева, Егор Крид отправился в Лос-Анджелес, а семья Оксаны Самойловой и Джигана — в Африку. А может, дело исключительно в майских праздниках и давнем желании понежиться на заграничных пляжах. Просто так совпало.

Как все напряглись из-за блокировки счетов

Следующий виток эпопеи под названием «охота на блогеров» — сообщения о блокировке их счетов. Ещё 1 мая глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина заявила, что ФНС серьёзно взялась за инфлюенсеров и начала накладывать ограничения из-за неуплаты налогов.

Затем журналисты бросились проверять базу «СПАРК-Интерфакс». Сначала СМИ написали о блокировке счетов двух компаний Оксаны Самойловой и счетов Дины Саевой, затем об аналогичных действиях в отношении Инстасамки.

Позже выяснилось, что переполошились все зря — мы все для вас проверили.

  • Инстасамке счёт заблокировали ещё в сентябре 2022 года из-за неуплаты налогов (её представитель отказался обсуждать это с «Секретом»).
  • У Дины Саевой заблокировали счета одной компании — «Ямми саунд» — в январе 2023 года тоже из-за отсутствия декларации.
  • Счета компаний Самойловой «Айэмспэшл» и «Фэмили фест» заблокировали вообще в 2021 году из-за непредоставления декларации.

Наша проверка по «СПАРК-Интерфакс» также показала, что у других блогеров из списка, в том числе Егора Крида, Гусейна Гасанова, Регины Тодоренко, Виктории Бони и прочих, и их компаний нет проблем со счетами — с блокировками они не сталкивались.

Часто ли блокируют счета ИП

На фоне последних новостей многие задались вопросом — нормально ли, что налоговая блокирует счета только лишь из-за отсутствия декларации. Опрошенные «Секретом» эксперты уверяют — это абсолютно стандартная процедура.

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков — это строго регламентированная процедура, которая не может применяться произвольно. Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень случаев, при которых налоговая может заблокировать счёт. Непредставление налоговой декларации в установленный срок является как раз одним из таких случаев и на практике применяется регулярно.

Даниил Захаров
адвокат, юрист BGP Litigation

Кстати, налоговики могут заранее сообщить о скорой блокировке из-за неподачи декларации, чтобы исключить из числа причин банальную забывчивость инфлюенсера, отметила, в свою очередь, адвокат и налоговый юрист FTL Advisers Юлия Завьялова. В целом подобный сценарий стандартен для случаев, когда предприниматели (не обязательно блогеры) сворачивают свою деятельность.

«Единственная разница в том, что, когда это происходит с любой компанией из сегмента малого бизнеса, это не афишируют. В случае с блогерами, которые всегда на виду, утаить кота в мешке гораздо сложнее. Блогеры вынуждены удовлетворять интерес подписчиков и раскрывать детали», — добавил ведущий эксперт сервиса «Кнопка» Александр Гапеенков.

Не проще ли блогерам избавиться от бизнеса в России

Опрошенные «Секретом» эксперты уверены — это не лучший выход из сложившейся ситуации. Если у блогера есть проблемы с налогами, то ликвидацией юрлица он лишь привлечёт к себе внимание — эта процедура как раз выступает основанием для выездной налоговой проверки. А если инспекция выявит долг по налогам, бизнес просто не дадут закрыть — исключить его из ЕГРЮЛ не получится.

«Никто не отменял налоговые проверки в отношении непосредственно физических лиц. При этом такая проверка может проводиться и за те периоды, в которых лицо являлось индивидуальным предпринимателем. Поэтому прекращение статуса ИП также не избавит блогеров от налоговых претензий», — подчеркнул юрист BGP Litigation Даниил Захаров.

Не поможет и продажа бизнеса, уверена Юлия Завьялова из FTL Advisers. Следователи и налоговики в любом случае будут интересоваться людьми, которые занимались им прежде в поисках случаев уклонения от уплаты налогов.

Единственный повод переключиться на бизнес за рубежом — это стабильные иностранные источники доходов, убеждён Александр Гапеенков из «Кнопки». Так инфлюенсеру будет проще получать деньги от рекламодателей и платить подрядчикам, а вот с вниманием налоговой это никак не связано.

Кстати, если уехавшие из России блогеры останутся без счетов, то получать доходы из РФ они смогут легально только через специальные сервисы на свои иностранные счета. Это приведёт к тому, что рекламодателям придётся отстёгивать минимум на 20% больше за те же интеграции, отметили в Ассоциации блогеров и агентств.

Блогерам, которые уже попали в поле зрения налоговиков, придётся только поискать способы минимизировать негативные последствия, а именно снизить размер штрафов и недоимок. Так хотя бы они заплатят меньшую сумму из возможных.

Что ждёт блогеров дальше

Говорить об «охоте на ведьм» в случае с блогерами явно не приходится. Налоговые проверки ИП с внушительными доходами нормальны, просто из-за статуса человека привлекают к себе большое внимание.

Именно подозрения в уходе от налогов — основная причина преследования инфлюенсеров. Им не пытаются закрыть рот или выжить из России как класс. Если блогер ведёт всё в белую, он будет абсолютно не интересен налоговой.

Александр Гапеенков
ведущий эксперт сервиса «Кнопка»

С ним согласны и в Ассоциации блогеров и агентств. Лерчек и Блиновскую налоговая преследует не из-за их статуса блогера, а из-за явных нарушений в ведении бизнеса. Счета также блокируют у единиц — и только на фоне подозрений в возможном мошенничестве.

«Эта категория блогеров, вероятно, и может сворачивать бизнес в России. Остальные блогеры продолжают монетизировать свои блоги — берут рекламу, продают свою сувенирную продукцию, а также инфопродукты», — пояснили в ассоциации.

Так поступает и Саша Митрошина. Через своих представителей она заявила «Секрету», что не планирует сворачивать бизнес в России, а блогосферу продолжает считать растущим и развивающимся рынком.

Коллаж: «Секрет фирмы», dolgachov/easyfotostock/Eastnews