Не задушили, но ранили. Что на самом деле стало с экономикой России из-за санкций
Крутое пике: какие прогнозы давали раньше
В 2020 году, с началом пандемии ковида, российская экономика испытала серьёзный шок: ВВП серьёзно просел, сотни тысяч россиян оказались на удалёнке или вовсе без работы, их доходы снизились. Офлайн-бизнес местами просто встал.
Тогда России предсказывали медленное восстановление экономики и отмечали, что стране удалось войти в категорию государств с умеренным ущербом от пандемии.
Выстоять удалось, в 2021 году российская экономика постепенно восстанавливалась. Впереди замаячил стабильный рост. Как вдруг грянуло 24 февраля 2022 года. Страна начала военную операцию, в ответ на которую посыпались санкции.
За рубежом их даже называли «адскими» — позже этот термин перекочевал и в риторику российских политиков, которые подчёркивали, что они не смогут парализовать экономику страны.
Месяц за месяцем санкций становилось всё больше, из страны массово начали уходить иностранные бренды — а экономика не шла ко дну.
В августе 2022 года эксперты придерживались крайне осторожных оценок касательно ближайшего будущего страны. Вот какие тезисы звучали из уст отечественных и зарубежных аналитиков:
- в ближайшие 5–7 кварталов (т. е. как раз в 2023 году) российскую экономику ждёт планомерный спад — восстановиться удастся в лучшем случае через три года;
- в 2023 году рецессия, то есть сокращение экономики, сохранится;
- сокрушительный удар нанесёт сокращение экспорта сырья — тогда ЕС отказался покупать у РФ энергоносители;
- стране будет сложно замещать ушедшие из России бренды, не исключён дефицит по отдельным позициям;
- удар по ВВП от ухода иностранных компаний составит менее 1%, потому что операционные активы останутся в стране.
Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация не столь драматична, как ожидалось. Например, Минэкономразвития допускал, что ВВП России в 2022 году сократится на 4,2%, а вышло — только на 2,1% (кстати, эксперты тоже ставили на 4,2%). Изменились прогнозы и на 2023 год, став более оптимистичными.
Так в какой точке Россия и её граждане находятся сейчас?
Что происходит с экономикой сейчас
От чего особенно пострадала российская экономика
В первую очередь нужно разобраться, пострадала ли российская экономика в принципе и насколько сильно. Опрошенные «Секретом» эксперты сомневаются в том, что ей вообще нанесли сокрушительный ущерб.
«При рассмотрении макроэкономических показателей (тех, что показывают поведение экономики в целом. — Прим. "Секрета") можно отметить, что как такового существенного ущерба не оказано», — убеждена доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Юлия Церцеил. Она пояснила, что хоть ВВП и снизился на 2,1%, некоторые отрасли остались в плюсе. В их числе и сектор информации и связи — это отличный показатель в условиях цифровизации экономики страны.
Но, так или иначе, экономике пришлось несладко. Самые больные удары для неё: сокращение экспорта (как и прогнозировали) и запасов материальных оборотных средств, простыми словами, запасов производств — сырья, материалов и прочего, уверен заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
При этом большую часть ущерба компенсировали экстренные вложения в производства и покупка иностранных активов, которые разбрасывали уходящие из РФ компании. В 2022 году показатель валового накопления основного капитала (именно так называют эти вложения) увеличился на 3,3%, что напрямую помогло подрасти ВВП. По мнению эксперта, это позитивно скажется на экономике РФ и в будущем — за счёт отсроченного эффекта.
Началась ли обещанная трансформация экономики
В ЦБ в 2022 году утверждали, что в скором времени Россию ждёт переход к «новому равновесию». Под ним имели в виду изменение логистических маршрутов, запуск производства комплектующих. И, конечно же, вынужденное импортозамещение — на фоне отказа иностранного бизнеса работать в России и с Россией.
Но о каких переменах можно говорить уже сейчас? В первую очередь о росте отдельных частей экономики. По словам Юлии Церцеил из РЭУ им. Плеханова, в начале 2023 года заметно вырвались вперёд, к примеру, производство одежды (почти на 40%) и производство напитков (+39,5%).
Есть и отрасли, которые, наоборот, бодро ушли в минус — от −30% до −65%. Такая участь постигла производство легковушек, кузовов, двигателей и автомобильных шин, основных видов бытовой техники, кабелей, окон и стекла.
Санкционное давление затрудняет производство бытовой техники и особенно автотранспорта, не лучшим образом сказался на данных отраслях уход ряда зарубежных компаний с российского рынка (что ограничило работу сборочных цехов).
Падающих отраслей в России всё ещё много. В январе — марте 2023 года рост показывали 57 секторов, а падение — 81. Правда, в марте ситуация начала выравниваться и 15 отраслей из минуса перешли в плюс. Так что если эта тенденция сохранится, можно будет говорить о тотальном росте. Но загадывать рано.
Вынужденное импортозамещение тоже бодро стартануло и сильно меняет структуру экономики страны. Только не все эти изменения пока отражаются в статистике, подчеркнул Александр Абрамов, завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института экономических исследований РАНХиГС. Должно пройти какое-то время, чтобы это можно было увидеть и оценить. Но эффект на прилавках уже виден: от импортозамещённой Coca-Cola до бытовой химии.
Реальные последствия «адских» санкций
Миронов из «Вышки» уверен: экономику РФ удушить санкциями не удалось.
В 2023 году после спада 2022 года на 2,1% прогнозируется рост ВВП России на 1,2% по прогнозу Минэкономразвития России. Даже МВФ недавно изменил свой отрицательный прогноз роста ВВП России на положительный в размере 0,7%.
А в Международном валютном фонде считают, что российская экономика вырастет в 2023 году на 0,7%, хотя ранее ванговали рост на 0,3%.
При этом сказать «санкции не работают» нельзя. Это не так. Один из самых заметных эффектов от «адских» рестрикций — финансовые потери за время выстраивания новых логистических маршрутов (что в конечном счёте обернулось выросшей ценой на огромное количество товаров для россиян) и наладки импортозамещения. Но этот вопрос вполне решаем — правда, придётся подождать, уверена Юлия Церцеил из РЭУ им. Плеханова.
Так что экономика всё ещё вертится, а бизнес и россияне адаптируются к новой жизни, уверен Александр Абрамов из РАНХиГС.
Как сказался уход компаний
Уход иностранных компаний, конечно, был массовым. И он продолжается, несмотря на наличие ряда административных ограничений. Однако это не парализовало экономику, потому что у многих компаний появились новые российские собственники, которые поддерживают большинство производств в работающем состоянии. Вопрос только в том, насколько работоспособными эти предприятия окажутся в будущем с точки зрения инвестиций и поддержания технологий.
Правда, в некоторых случаях производить аналоги продуктов ушедших брендов сложнее — отдельные компании не передали никому права на выпуск своих товаров.
Из плюсов — отечественная продукция на замену зарубежным брендам нередко может похвастаться более низкими ценами, подчеркнула Юлия Церцеил. Это не может не радовать россиян.
Что будет дальше
Сложно сопротивляться соблазну сделать очередной прогноз — что же будет с российской экономикой и россиянами (потому что состояние экономики страны напрямую влияет на жизнь граждан) в ближайшем будущем?
По мнению опрошенных экспертов, стране может быть худо от дальнейших проблем с продажей нефти, газа и другого сырья. Но основной проблемой станет не это.
В краткосрочной перспективе сокращение экспорта сырья — наиболее существенный фактор. С недостатком товаров экономике удалось справиться. Но в долгосрочном плане очень значимым станет недостаток технологий и иностранного капитала.
Абрамов уверен, что стабильный экономический рост невозможно обеспечить только государственными ресурсами. Понадобятся вложения иностранные и частные (в том числе самых обычных граждан — так называемых неквалифицированных инвесторов). Какими они будут, пока вопрос открытый. Кто из стран сейчас готов подкидывать деньги в котёл российской экономики? Не отвернутся ли россияне от фондового рынка, особенно учитывая весь болезненный опыт, через который они уже прошли?
Всё ли получится с импортозамещением
Всё может получиться, тем более страна с 2014 года находится в перманентном импортозамещении. Теперь же, чтобы перестроить под актуальные запросы работу уже действующих производств и создать новые, понадобится какое-то время — как минимум два года, уверена доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Юлия Церцеил. Но зато в будущем это может обеспечить «качественный скачок в развитии».
Каким отраслям обещают рост
Наиболее комфортно себя будут чувствовать сферы, в меньшей степени зависимые от иностранных технологий и получающие деньги от государства. К ним можно отнести:
- IT;
- агропромышленный комплекс;
- строительство;
- добывающие отрасли (отчасти);
- транспорт (но не связанный с авиационным сообщением).
Стоит ли ждать новых санкций
Александр Абрамов из РАНХиГС уверен, что санкции продолжатся. Не исключено, что ограничения затронут не Россию, а компании и государства, которые позволяют российским партнёрам преодолевать санкционные неудобства.
«По моему мнению, наиболее реалистичен сценарий, который предполагает сохранение санкций на долгие годы. Возможно, их влияние когда-нибудь начнёт ослабляться, но чудесного момента, когда санкции вдруг исчезнут, не будет», — подчеркнул эксперт.
С этим прогнозом традиционно согласны и российские власти. Так, в 2022 году российский сенатор Андрей Климов призывал не ждать отмены санкций, а учиться жить и работать в их условиях.
Как пополнять бюджет
Рост российского ВВП нужно чем-то обеспечить — и для этого нужны деньги. Как рассказал заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов, есть несколько способов поддержать экономику.
Во-первых, раскупорить кубышку — Фонд национального благосостояния (ФНБ). По состоянию на 1 мая 2023 году, в нём почти 12,5 трлн рублей. Их можно использовать даже при дефицитном бюджете.
Во-вторых, не забывать про доходы от экспорта.
Российский бюджет довольно сильно зависит от цен на экспортируемые товары сырьевой направленности (нефть, газ, металлы и т. д.), а они, в свою очередь, зависят от спроса на них в мировой экономике. При этом, несмотря на признаки банковского кризиса в США, цены на золото (антикризисный товар) в целом стабилизировались, а на медь (важный производственный ресурс) подрастают. Такое сочетание может отражать рост оптимизма инвесторов, а значит, благоприятную ситуацию для российского экспорта и поступлений в бюджет.
В-третьих, можно задуматься о наращивании госдолга. Сейчас его уровень к ВВП составляет 20%, хотя довести его вполне можно до 40% — а это примерно 30 трлн рублей.
С экономикой всё примерно понятно — а что будет с россиянами? Во-первых, им явно будет чем заняться. По прогнозам экономистов, число рабочих мест будет увеличиваться (вспоминаем про импортозамещение). Во-вторых, в плюсе окажутся и доходы россиян — они вернутся на докризисный уровень уже в 2023 году. По крайней мере, такой прогноз дают аналитики.
Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Jake Weirick, Konstantin Kokoshkin/East News