secretmag.ru
Технологии

Почему создатель World Wide Web хочет её уничтожить

Как разрушить монополию Google и Facebook
«Я всё ещё оптимист, но я такой оптимист, который понимает, что он стоит на вершине холма и держится за забор, а под ним бушует ужасный шторм». Тим Бернерс-Ли 30 лет назад изобрёл распределённую систему World Wide Web, а теперь борется с тем, какой она стала. Бернерс-Ли однажды уже изменил интернет и сейчас хочет снова его переделать. В 2016 году он начал работу над проектом Solid и уже построил альтернативную соцсеть и несколько других приложений, которые не хранят данные пользователя и не передают их третьим лицам.

«Я всё ещё оптимист, но я такой оптимист, который понимает, что он стоит на вершине холма и держится за забор, а под ним бушует ужасный шторм». Тим Бернерс-Ли 30 лет назад изобрёл распределённую систему World Wide Web, а теперь борется с тем, какой она стала. Бернерс-Ли однажды уже изменил интернет и сейчас хочет снова его переделать. В 2016 году он начал работу над проектом Solid и уже построил альтернативную соцсеть и несколько других приложений, которые не хранят данные пользователя и не передают их третьим лицам.

В чём проблема веба

Родители Бернерса-Ли — математики, они вместе работали над первым компьютером Mark I в конце 40-х годов. Сам Бернерс-Ли за свои изобретения был удостоен рыцарского титула, премии Алана Тьюринга и звания одного из самых влиятельных людей XX столетия по версии Time. До 1989 года он работал в Европейской лаборатории по ядерным исследованиям CERN консультантом по программному обеспечению. Собственно, идея WWW родилась, когда он пытался помочь учёным более эффективно меняться данными в интернете. Интернет существовал с 1960-х годов как разработка американского правительства — тогда это была странная и нелогичная система, а Бернерс-Ли хотел её упорядочить и сделать удобной не только для тех, кто что-то смыслит в технологиях.

В 1993 году журналист Стивен Воган-Николс первым описал веб в журнале Computer Shopper (и, очевидно, первым использовал штамп «пойманные Сетью»): «Веб доступен всем, он значительно улучшает поиск информации в интернете. Веб действует по принципу гипертекста и позволяет вставлять в документы ссылки на другие документы, связывать разные файлы между собой». Тогда изобретение Бернерса-Ли работало только на серверах CERN. В другой своей статье, 2011 года, посвящённой 20-летию веба, Воган-Николс признавался: «Конечно, я не представлял, как сильно эта программа всё изменит». Он напоминает, что до появления веба все единицы информации в интернете были похожи на «одинокие острова» — они не были связаны между собой. Технология, которую придумал Бернерс-Ли, соединила источники информации, но привело это к тому, что теперь многие данные слишком доступны.

© © CERN

Бернерс-Ли недоволен тем, что технологические компании вроде Google, Facebook, Amazon подчинили себе практически весь онлайн-опыт пользователей. Они видят всё: какие новости человек читает, что покупает, какие фотографии лайкает — и делают свои выводы. Ещё Бернерс-Ли думает о той половине человечества, которая пока не подключена к интернету. Насколько они будут уязвимы и маргинализированы из-за того, что не могут пользоваться технологиями? Учитывая, что в основном доступа к интернету нет у женщин среднего возраста с низким доходом из сельской местности. А в некоторых странах, например в Зимбабве и Малави, стоимость 1 МБ составляет соответственно 45% и 20% от среднего месячного дохода.

Выражение «половина человечества» здесь стоит понимать буквально — к концу года онлайн будет уже 4 млрд человек из 7,6 млрд населения Земли. Среди этих 4 млрд подключённых, конечно, тоже воцарилось неравенство. Представьте себе самый мощный в мире компьютер, который есть у Илона Маска, говорит Бернерс-Ли в интервью Vаnity Fair, и простой смартфон жителя Эфиопии. Очевидно, за кем легче шпионить.

Американские выборы 2016 года, фейк ньюс, утечка данных пользователей Facebook подтвердили худшие опасения Бернерса-Ли насчёт его изобретения. Доминирующие на рынке платформы вытесняют конкурентов, Google и Facebook вместе захватили 60% рекламного рынка. Их попытки отслеживать и контролировать ботов и распространение недостоверных новостей похвальны, но не слишком эффективны. «Я хотел бы, чтобы веб отражал наши надежды и помогал осуществлять мечты, а не разделял нас ещё больше и не множил бы наши страхи», — говорит Ли.

Что делать

«Нам нужно в первую очередь отказаться от двух мифов. Первый: рекламная модель — это единственная возможная бизнес-модель для интернет-компаний. Второй: сейчас уже поздно менять сложившийся порядок вещей и принцип работы главных интернет-платформ. Нам нужно чуть более творчески подойти к задаче сделать интернет приятным местом», — писал Бернерс-Ли в своём открытом письме, посвящённом 29-летию веба, в марте 2018 года. Нужны рабочие группы, в которые войдут и представители бизнеса, и государства, и пользователи, и учёные, нужна дискуссия о том, как этично рекламировать товары и услуги в интернете. Это первый шаг.

Второй шаг — снова сделать децентрализованной всю систему. Бернерс-Ли вместе с небольшой группой единомышленников работает над проектом Solid, который вернёт пользователями права распоряжаться своими цифровыми данными. «Мы пытаемся придумать иную модель работы Сети, в которой у людей будет больше личного пространства. Можно сказать, что мы строим новую экосистему», — рассказывал Бернерс-Ли The Guardian. Конечно, у Solid открытый код, присоединиться к чату разработчиков может любой человек, и Бернерс-Ли утверждает, что раз в несколько дней появляются новички, готовые работать над проектом.

Проект реализуется совместно с Массачусетским технологическим институтом (MIT) и Катарским институтом компьютерных исследований. Solid предлагает хранить данные пользователя не на серверах компаний, а в персональных хранилищах PODS (personal online data stores). Приложения будут отделены от данных, которые они производят. Человек сможет переключаться между приложениями и личным сервером без потери данных, а разработчики — создавать свои приложения на основе уже собранных данных. Первые примеры уже есть — например, соцсеть Plume, похожая функционалом на Facebook. В сентябре 2018 года создатели Solid планируют предоставить разработчикам инструменты для создания приложений в этой экосистеме.

Бернерс-Ли движется медленно, но не видит причин, почему его новая технология не смогла бы в будущем победить старую.

Фотография на обложке: Stefan Wermuth / Reuters

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в Telegram, Facebook и «ВКонтакте». А также в «Яндекс.Дзене» и Google News.