Вопрос. Стоит ли дружить с подчинёнными?
Во многих компаниях сегодня размыта грань между руководством и подчинёнными. Многие боссы сидят в опенспейсах рядом с обычными сотрудниками, давно перешли на «ты» и пьют вместе пиво по вечерам. «Секрет» узнал у предпринимателей и экспертов, мешает ли дружба бизнесу.
Денис Кутергин Основатель сервиса YouDo
Сначала мне очень хотелось быть всем другом, принимать коллективные решения, быть максимально открытым. Мне казалось, это круто, это новый подход. Это не так. Всегда нужно, чтобы один человек принимал решение, за которое он несёт полную ответственность, а другие имели бы возможность на него повлиять. Конечно, в зависимости от сферы бизнеса подход может быть разный. Например, в ИТ-сегменте он очень либеральный: сотрудникам важен коллектив, комфортный рабочий ритм, наличие кофемашины и удобного офиса — это не излишки, это тот определённый минимум, уже сформировавшиеся стандарты.
Каждый должен гореть своей задачей, а если при этом к руководителю относятся не только как к профессионалу, но и как к классному парню — это идеально. Ничего, если ты, как руководитель, кому-то не нравишься — быть идеальным для всех невозможно, а строить свой бизнес на желании всем угодить — неоправданно.
Юлия Рыжова Основатель Winning The Hearts Group
Среди моих сотрудников есть люди, которых я могу назвать друзьями. Здесь очень важно научиться разделять дружбу и рабочие процессы, построить некие заборы, границы. Для этого нужно договориться о правилах игры и придерживаться их в работе.
Итак, правила игры. Во-первых, соблюдение субординации. Каждый должен отдавать отчёт, кто в каком статусе и на ком лежит ответственность за результаты тех или иных процессов.
Во-вторых, нельзя пренебрегать доверием и уважением. Руководитель исполняет обязательства перед сотрудником, не позволяя себе ссылаться на дружбу: «Прости, зарплата задержится, сейчас такая ситуация, ты же понимаешь, мы же друзья...» А сотрудник, в свою очередь, должен понимать, что его обязанности остались при нём и результат его работы не стал меньше влиять на успех компании.
В-третьих, необходимо договориться со своими «демонами». Когда руководитель и сотрудник становятся друзьями, они становятся как бы равными. И у сотрудника могут возникнуть мысли: «А чем я хуже?». Очень важно в такой момент остановиться и принять лидерство другого, ведь этот человек почему-то выше тебя по должности и, вероятно, в этом есть его заслуга.
Екатерина Соловьёва HR-директор Onlinetours.ru
Дружба между начальником и подчинённым всегда имеет две стороны: и положительную, и отрицательную. Можно предположить, что дружеские отношения с подчинённым укрепляют доверие, снижают необходимость контроля. Но исходя из тех ситуаций, которые видела я в своей практике, это далеко не всегда так.
Вот один из примеров: одна моя хорошая знакомая взяла на работу в свой отдел свою давнюю подругу, когда та осталась в тяжёлом положении без работы и с маленьким ребёнком на руках, предоставив ей щадящие условия труда. Проблемы начались достаточно быстро. Во-первых, весь коллектив плохо принял новенькую — как подсадную утку, которая все их разговоры и обсуждения будет передавать начальнице на правах близкой подруги. Коллеги не стремились ей помогать, перестали что-то обсуждать вслух, в конце концов это просто переросло в открытую конфронтацию.
В свою очередь, новенькая, считая себя особой приближённой и имеющей право на любого рода высказывания в присутствии непосредственного руководителя, позволяла себе комментировать распоряжения подруги, выполнять их так, как сама считала правильным, а не как было сказано, что приводило к нагромождению ошибок и проблем. Всё закончилось увольнением и обидами. Чтобы не допустить такого плачевного итога, обеим нужно было ещё на «берегу» договориться о том, как строить рабочие отношения.
Часто дружба завязывается уже на работе. Это случается, когда руководителю необходима поддержка со стороны и он находит её в лице подчинённого, который разделяет его подходы к работе и взгляды по многим вопросам, не имеющим отношения к работе. Для сотрудника это реальный шанс быть первым во всех интересных проектах, знать всё, что происходит в компании, быть правой рукой и доверенным лицом руководителя. Кажется, прекрасный тандем, идущий в одном направлении.
Но и тут есть опасность. В какой-то момент сотрудник расслабляется — ему и так можно всё, ему доверяют. Можно где-то что-то подзабыть, не сделать, сделать не до конца. Всё сходит с рук или ограничивается просьбой не делать так больше и следовать правилам.
Все ситуации, происходящие на работе, необходимо проговаривать с сотрудниками, вовлечёнными в эти ситуации. Необходимо чётко обозначать зоны ответственности и проявления самостоятельности. Любое доверие должно строиться на понимании, что руководитель несёт ответственность за своих подчинённых и их контроль — одна из обязанностей руководителя. Даже если вы вдруг подружились, дружба не снимает с руководителя ответственности. А вот с подчинённого снимает, как это ни парадоксально.
Евгений Иванов Руководитель портала Tiu.ru
Можно быть приятелями вне офиса. Но в офисе всё равно будут вопросы, которые придётся решать трезво: финальное решение, сроки, оценка результатов. Если хотя бы по одному вопросу будет не рациональная, а эмоциональная оценка, основанная на дружеских допущениях, результаты компании быстро станут неудовлетворительными.
Я начинал новый проект, пригласил друзей в команду, потому что мог положиться на их профессиональный опыт. С кем-то из них вышло удачно, с кем-то — нет. Был случай, когда с самого начала друг попросил зарплату больше, чем было запланировано в вакансии. Это было первой личной просьбой, за которой потянулись другие, всё более и более критичные для бизнес-результатов. Исправление ситуации потребовало больших волевых усилий, начатых с увольнения уже бывшего друга.
Вполне может существовать «конструкция», в которой друзья — сооснователи проекта. В такой ситуации всё равно кто-то один станет формальным лидером. И чем формальнее лидерство одного, тем устойчивее конструкция.