Вопрос. Правда, что российские бизнесмены — жуткие сексисты?
Признания предпринимателейРоссия часто лидирует в списках стран по числу руководящих мест, которые занимают женщины. Согласно последним исследованиям среди российского топ-менеджмента более 40% женщин, в то время как в азиатских странах этот показатель едва достигает 5%. Но не смотря на рейтинги, дискриминация по половому признаку в стране все еще распространена на бытовом уровне. «Секрет» узнал, почему проявления сексизма так распространены в российском бизнесе.
Сексизм в России — спорная тема. С одной стороны, на руководящих постах женщины встречаются часто: их более 40% среди представителей российского топ-менеджмента. Для сравнения: в азиатских странах этот показатель едва достигает 5%. С другой стороны, наша страна на втором месте в мире по разрыву в оплате труда мужчин и женщин. До сих пор женщины получают на 33% меньше. Наличие проблемы доказывает и отечественная реклама, которая часто эксплуатирует сексистские образы, а также недавний случай с партнёром фонда Life.Sreda Вячеславом Солодким, публично написавшим о своей бывшей жене в уничижительном тоне. «Секрет» узнал, что думают представители российского бизнеса о половом неравенстве.
Ольга Зиновьева CEO и основатель Elementaree
Сексизм — любые предубеждения по отношению как к женщинам, так и к мужчинам. Уверена, что дискриминация мужчин тоже встречается. Честно признаюсь, если к нам в колл-центр на позицию консультанта по правильному питанию придёт устраиваться парень, то к нему требования будут жёстче, чем к девушке. Всё дело в моих предубеждениях — я уверена, что про правильное питание и здоровье легче рассказывать девушкам.
Сама сталкиваюсь с сексизмом регулярно и научилась реагировать на это с улыбкой. Некоторые стереотипы даже не осознаются на уровне интеллекта, они остаются как автоматические реакции. Уверена, что многие из читателей выберут в качестве бизнес-партнёра мужчину при прочих равных. Думаю, такой выбор даже сделают многие женщины. Конечно, это нужно менять. Но это получится сделать только постепенно — на уровне примеров и обсуждений, на уровне каждого человека, который осознаёт заложенные в себе стереотипы и решает, что с ними делать дальше.
Ирина Ерохина СEO Localway
Проблема в нежелании самих женщин расти и к чему-то стремиться. Большинство, и здесь я говорю о 95% девушек у нас в стране, растёт с мыслью, что мужчина обязан зарабатывать больше — и их обеспечивать. Разумеется, такое воспитание влияет на формирование общественного мнения: женщина — хранительница очага, мужчина — добытчик. Если в других странах тенденции изменились и при определении уровня профессионализма половая принадлежность не имеет значения, то Россия в этом вопросе очень запоздала в развитии. Чтобы ситуация в обществе изменилась, стоит в первую очередь подумать о том, с какими жизненными ценностями и с какими идеалами мы воспитываем наших детей.
Катерина Гаврилова Генеральный директор агентства DigitalHR
Если вас начинает всерьёз интересовать какая-то проблема, вы замечаете её повсюду. Директор сам посоветовал взять больничный и посидеть дома с ребёнком? Реакция женщины-сотрудника может быть агрессивной: ведь за это время будет дан в работу проект, который хотела бы курировать она? Та же реакция проявляется и в связи с элементарной вежливостью: открыть перед девушкой дверь, предложить оплатить чай-кофе на деловой встрече. Но мы в нашей практике почти никогда не сталкивались с проявлениями настоящего сексизма. Для компаний-клиентов мы находили сильных разработчиц (знающих почти весь спектр языков программирования) и девушек-маркетологов, чьи зарплатные ожидания гораздо выше средних рыночных (и они были обоснованны). Но самое главное — зарплаты сотрудников (и мужчин, и женщин) находятся на одинаковом уровне (сфера IT и digital). Как говорят, специалист — существо бесполое и тут стоит смотреть только на его профессиональные возможности.
Владислав Кочетков Председатель правления инвестиционного холдинга «Финам»
В топ-менеджменте «Финама» всего 30% женщин, что примерно соответствует среднеотраслевому распределению. Это не сексизм, а сложившаяся в российском обществе гендерная модель, когда женщина больше внимания уделяет семье, а не карьере. Кроме того, имеют место и ролевые стереотипы: женщинам больше свойственна модель опеки, что позволяет им добиваться более серьёзных успехов в бизнесе управления активами. Например, лидеров этого рынка — «ВТБ Управление активами», «Альфа-Капитал», «Русский стандарт» — возглавляют именно женщины.
Глеб Сахрай Генеральный директор коммуникационного агентства PRT
Я уверен, что уровень сексизма будет различаться от отрасли к отрасли. К медиабизнесу это абсолютно не применимо: в нашем коллективе преимущественно женщины, на руководящих позициях их тоже немало. И так во многих агентствах, во многих СМИ. Другое дело, допустим, логистика. Здесь мы действительно видим, что ведущие специалисты — мужчины и они эти позиции сдавать не готовы. В основе такого подхода — рациональность, здравый смысл. Если мужчины лучше понимают логистические процессы, а женщины — коммуникации и их стратегическое планирование, то с этим нужно жить и уметь этим пользоваться. Хотя в любой сфере есть исключения — я знаю, во многих девелоперских компаниях внимательно относятся к женщинам-руководителям, в строительстве ценят талантливых женщин-архитекторов и конструкторов. А правят всё равно талант и трудолюбие независимо от пола.
В рубрике «Вопрос» мы отвечаем на вопросы, которые волнуют предпринимателей. Свои предложения по темам присылайте на sf@rambler-co.ru c пометкой «вопрос».