Почему в царской России промышленники предпочитали немцев русским
Трудовая миграция существует давно, но принимает разные формы. Сейчас в Россию низкоквалифицированная рабочая сила едет в основном из бывших советских республик, а с Запада прибывают высокооплачиваемые экспаты. Так было не всегда. По просьбе «Секрета» историк, научный сотрудник Международной лаборатории политической демографии РАНХиГС Кирилл Новиков рассказал о том, как в царской России промышленники нанимали рабочих из Европы, а русские боролись с этим.
Сейчас все обсуждают проблему трудовых мигрантов с Востока. А чуть больше чем 100 лет назад на российские предприятия охотнее брали мигрантов с Запада. Но не из-за низкой стоимости труда, как сейчас, а потому, что качество местной рабочей силы оставляло желать лучшего.
Одним из самых высокотехнологичных предприятий Российской империи был Обуховский завод, производивший корабельные орудия и торпеды. Здесь работал крупный учёный-металлург Дмитрий Чернов, возмущавшийся тем, что завод активно нанимает рабочих и мастеров иностранного происхождения вместо того, чтобы готовить русские кадры. В 1880 году у Чернова вышел на этот счёт конфликт с мастером Гагенторном, и учёный написал директору завода генералу Колокольцову письмо, в котором защищал свою позицию: «Относительно односторонности моего мнения о найме иностранцев-рабочих г. Гагенторн может быть прав только с точки зрения очень узких интересов его мастерской: конечно, для мастера лучше взять слесаря-иностранца, умеющего, например, хорошо сделать шаблон, нежели трудиться учить русского рабочего, всегда будто бы небрежного». Чернов требовал уволить многих иностранных рабочих и специалистов, но в итоге уволился сам, поскольку генерал Колокольцов не рискнул отказаться от их услуг.
То же самое происходило на других производствах, где выгоднее было нанять иностранцев, чем обучать русских. Московский рабочий Константин Кухаркин вспоминал об одном из таких предприятий на рубеже веков: «Трубопрокатный завод [купца Альберта] Гана, здесь русские работали редко, только чернорабочими, большинство составляли поляки». Похожая ситуация сложилась в Смоленской губернии на Новосельском заводе, где возникла настоящая колония немецких мастеров-стеклоделов. Немцы производили высококачественное «бемское» стекло, а русских рабочих даже близко не подпускали к секретным технологиям.
Помимо низкой квалификации у русских рабочих была другая проблема — дисциплина, пишет историк Ирина Шильникова. В 1896 году стачку устроили 800 рабочих бумагопрядильной фабрики «Невка». Одна из главных претензий — иностранные «мастера не допускают к работам по неделе прогулявших полдня». Были случаи, когда рабочие, уволенные за прогул, жаловались трудовым инспекторам на несправедливость.
Понятно, что подобное положение вещей вызывало у русских рабочих недовольство. К началу ХХ века на заводах участились стачки между иностранными и русскими рабочими. Так, в 1900 году на Кулебакском горном заводе в Нижегородской губернии рабочие избили мастера Францке «в знак протеста против засилья немцев-мастеров, которые заменяют рабочими-немцами русских рабочих». На Московском металлическом заводе мастер Прусинский «"съездил по морде" плавильным журналом немцу Краппу, когда тот начал орать на него». С иностранными мастерами боролись следующим образом: «им накидывали на голову мешок и выносили (или вывозили на тачке) с территории предприятия, а также нередкими были погромы в их квартирах». Погромы зачастую заканчивались убийствами — как с той, так и с другой стороны. Например, толпа растерзала директора товарищества мануфактур «А. Каретникова с сыном» англичанина И.Крошо — тот застрелил одного из рабочих мануфактуры.
И всё же у рабочих, родившихся и выучившихся в России, было одно большое преимущество перед иностранцами. Живя в обществе, где не хватало грамотных специалистов, некоторые россияне вынужденно становились настоящими мастерами на все руки. Уроженец Ярославской губернии Андрей Фишер в конце XIX века связался с социал-демократами, попал в ссылку, а позже перебрался в Англию, где вместе с товарищем устроился на завод. В своих воспоминаниях старый большевик Фишер напишет: «И миф о превосходстве английского рабочего над русским слетел с пьедестала. Не потому, что мы обладали качествами специалистов, а просто потому, что наша система обучения ремеслу была более обширной, чем английская: мы были более артистичны в изыскании средств и приспособлений для обхода ручной работы. Английские рабочие смотрели на нас косо…»