Что больше всего мешает делать бизнес в Крыму
Крым присоединили к России два года назад. Сообщение с полуостровом постепенно наладилось, выросли доходы населения, появились обеспеченные туристы, подрос спрос на товары не первой необходимости. В Крыму проживает около 2,3 млн человек — больше, чем, например, в Новосибирске, третьем по численности российском мегаполисе. Тем не менее, федеральные сети пока не спешат осваивать неизведанную территорию, и это открывает дорогу менее крупным компаниям. Мы были в числе первых, кто начал там работать. Местный рынок был для нас загадкой, поэтому нам приходится действовать вслепую и учиться всему на месте.
Крым и Россия: главные отличия
Можно сказать, что Крым пока ещё живёт в наших 90-х. Переходный период в экономике, управлении и культуре сказывается в том числе на торговле. Например, основные бизнес-расчёты здесь ведут в долларах. Рублю крымчане пока не особенно доверяют — слишком резкими в последнее время были его взлёты и падения. Для бизнеса это создаёт понятные трудности — в первую очередь с арендой площадок.
Когда начался кризис, арендные ставки в России в долларовом эквиваленте снизились в два-три раза. Помимо падения рубля приходилось учитывать и возможности населения, падавшие пропорционально. А в Крыму цены остались прежними, и арендодатели очень неохотно соглашаются на торг. Нам часто говорили: «Пусть лучше постоит». То есть крымчане всё ещё ждут каких-то перемен, стабилизации и надеются, что в конечном счёте смогут получить б_о_льшую прибыль.
В общем, поиск площадки, подходящей под магазин, стал для нас больным вопросом: удачных мест и так мало, а тут ещё владельцы не готовы договариваться. Когда мы всё-таки нашли место и даже согласовали договор, арендодатель вдруг позвонил и сказал: «Не хочу вам сдавать — один раз москвичи меня уже кинули. Лучше я местному сдам». Пришлось начинать всё сначала. Но на этот раз поиски привёл нас в ТЦ «Свитязь» в центре Симферополя, и с ним проблем, к счастью, не возникло.
Сложности возникают не только с арендой. Конкуренция в Крыму почти во всех сферах очень низкая, и это толкает вверх цены на любые товары и услуги. Обеспечивать площадку всем необходимым очень затратно.
Но игра стоит свеч. У нас у самих конкурентов почти нет. В Крыму работают филиалы DNS и «Эльдорадо», но «Фотосклад» с ними фактически не пересекается.
Реклама и продвижение
Всегда непросто выходить на новый рынок. Особенно сложно, когда он находится в шоковом состоянии. В Крыму всё именно так, и сильнее всего это заметно в рекламе. Из-за санкций в Крыму не работают многие популярные интернет-сервисы. К примеру, Google, а также ряд торговых площадок запретили запускать рекламные кампании по Крыму — при выборе региона вы его попросту не находите. То же самое делают Facebook и Instagram. Доступ к Google Play закрыт (впрочем, именно этот барьер жители Крыма легко преодолевают установкой аналогичных программ). Парадоксально, тем не менее, что доля Google в поиске в условиях тотальной информационной блокады не просто выше, чем у «Яндекса», но и продолжает расти.
Всё это сильно ограничивает рекламные возможности, но работать можно. Мы проводили рекламную кампанию по уже отработанным в России методикам. «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Директ», конкурсы в соцсетях, торговые площадки, радио и работа с партнёрами — охват всё равно получается огромный.
Санкции затронули и платёжные системы, однако здесь обошлось малой кровью — полностью от работы в Крыму отказался PayPal, но его доля в России всё равно весьма мала. Основные же компании, Visa и MasterCard, продолжают работать. Кроме того, в Крыму, разумеется, присутствует платёжная система «Мир».
Ещё санкции сказываются на работе с вендорами — поддержки от них в этом регионе нет совершенно никакой. В большинстве своём они отказываются даже предоставить фирменное торговое оборудование.
В общем, о нормальных условиях ведения бизнеса говорить пока рано. Когда стало известно, что «Фотосклад» приходит в Крым, в некоторых украинских СМИ появились предложения наложить какие-нибудь санкции не только на мою компанию, но и на меня самого.
Логистика и транспортные услуги
Пожалуй, главная беда Крыма в том, что доступ на полуостров пока ограничен. Многочасовые пробки и долгое ожидание паромов усложняют и удорожают логистику.
Стоимость доставки в Крым на 25% выше, чем по России. Крупных компаний, которые занимаются доставкой товаров из Санкт-Петербурга или Москвы в Симферополь, мало. Приходится сотрудничать с теми, кто есть. Сейчас на доставку уходит примерно восемь дней, но мы надеемся, что в ближайшее время партнёры смогут ускориться хотя бы до пяти дней. Для доставки по Крыму мы планируем открыть собственную транспортную службу.
У нас есть три типа товаров. Самые ходовые, категории А, мы постоянно держим в наличии в магазине. Товары категории B поставляем из распределительных центров в Москве и Петербурге, и это занимает как раз восемь дней. Самые редкие товары, категории C, мы привозим со складов поставщиков. На это уходит 10–12 дней.
В остальном работа с крымским филиалом ведётся абсолютно так же, как и с другими российскими регионами. Облачное наблюдение, отчётность, контрольные проверки и обратная связь — со всем этим нет никаких проблем. Позитива добавляет то, что рынок, как я уже сказал, пока только развивается, но основные игроки уже приходят и скоро создадут нормальную конкурентную среду. Цены, соответственно, пойдут вниз. Когда это случится, мы хотим запустить другие наши проекты — «Фотошколу», «Комиссионку» и «Прокат». Да, сейчас Крым — сложная территория для бизнеса, но при наличии знаний и умений работать можно.
Фотография на обложке: Михаил Почуев / ТАСС