secretmag.ru
Опубликовано 22 августа 2016, 15:26

Как российскому стартапу открыть офис в США

Юрлицо, бухгалтерия, HR и выбор штата

В июне российский сервис StickerRide, продающий рекламодателям стикеры на машинах частных автовладельцев, вышел на рынок США: открыл офис в Лос-Анджелесе, нанял главу американского подразделения и набрал команду. В ближайших планах — запуск первых рекламный кампаний в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Чикаго. «Секрет» попросил управляющего партнёра StickerRide Михаила Марченко поделиться опытом и рассказать, как стартапу из России открыть офис в США.

Как российскому стартапу открыть офис в США

В июне российский сервис StickerRide, продающий рекламодателям стикеры на машинах частных автовладельцев, вышел на рынок США: открыл офис в Лос-Анджелесе, нанял главу американского подразделения и набрал команду. В ближайших планах — запуск первых рекламный кампаний в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Чикаго. «Секрет» попросил управляющего партнёра StickerRide Михаила Марченко поделиться опытом и рассказать, как стартапу из России открыть офис в США.

Итак, вы решили выйти на американский рынок и уже знаете, кто ваши клиенты: частные лица, другие компании или государственные учреждения. Прежде чем регистрировать компанию, подумайте, как максимально эффективно построить с ними взаимодействие. Ответ на этот вопрос повлияет на все ваши последующие решения: какую юридическую форму выбрать, нужен ли офис и какой человек нужен на роль генерального директора.

Банковский счёт

Создание надёжной компании в США базируется на трёх ключевых элементах: юристах, бухгалтерах и HR-провайдерах. Но первый шаг — открыть счёт в банке. Подумайте об этом заранее: для стартапа открытие счёта — настоящая головная боль. Если оборот меньше нескольких миллионов долларов в год, банкам с вами работать невыгодно, поэтому придётся попотеть.

Решите, кто именно будет общаться с банками и открывать счёт. Обычно эту роль на себя берёт директор, которого вы назначаете в момент открытия компании. Директор — это не обязательно гражданин США, поскольку для этой должности не нужна рабочая виза (подойдёт B1/B2). Но всё-таки будет лучше, если хотя бы один из директоров — американец. Банки зададут меньше вопросов (обычно их интересует акционерная структура компании, бизнес-план и источники финансирования).

Юристы

Привлеките к созданию компании сильных проверенных юристов (рекомендую поспрашивать знакомых), людей, которые дорожат репутацией и эффективнее решают задачи. Если сэкономите и наймёте консультантов, у которых мало опыта, рискуете заработать штрафы и пени от американского правительства за ошибки в документах или процедурах. Расходы будут несравнимо больше того, что вы могли бы сэкономить.

Юристы посоветуют, какую форму лучше выбрать для регистрации: корпорацию (Inc.) или компанию с ограниченной ответственностью (LLC). Решите, будете ли вы привлекать инвестиции в США. Inc. подходит для стартапов, которые не планируют этого делать, а компании с формой LLC, наоборот, в будущем легко структурировать новыми раундами.

Мы в США инвестиции привлекать не планируем и поэтому выбрали для американского юрлица форму Inc. — открыли его как дочку английского офиса нашей компании.

Штат

У каждого американского штата — свои юридические особенности. В Делавэре, Вайоминге и Неваде самые благоприятные налоговые режимы для стартапов. Большинство, насколько мне известно, регистрируется в Делавэре.

При этом компания, открытая в одном штате, не может работать в другом без специального разрешения (это называется business license — право на ведение предпринимательской деятельности в определённой сфере). Сразу задумайтесь об отдельных лицензиях в каждом штате, в котором собираетесь работать.

В одних штатах всё можно сделать онлайн в два клика, в других нужно подавать документы в бумажном виде и ждать — как, например, в Чикаго. Эту процедуру настоятельно рекомендую отдать на откуп юристам.

Стандартный пакет документов

Создайте с юристами шаблоны всех возможных документов: различные NDA, договоры с подрядчиками и сотрудниками и т. д. Если вы создаёте мобильное приложение, обязательно зарегистрируйте права интеллектуальной собственности в США.

Уделите особое внимание документам, которые вы подписываете с персоналом. В США стремительно растёт количество судебных разбирательств по поводу интеллектуальной собственности, созданной сотрудниками. Сотрудник увольняется, открывает компанию и уносит часть созданной интеллектуальной собственности с собой. В результате компания и бывший работник долго выясняют в суде, кому принадлежит уникальное решение.

Хорошие юристы, которые специализируются на стартапах, умеют готовить пакеты стандартных документов для сотрудников, которые помогут избежать проблем.

Бухгалтеры

Для российского стартапа в США комфортная работа с бухгалтером — это в первую очередь онлайн-контроль финансов: в любой точке планеты в любой момент вы должны иметь возможность посмотреть, что происходит с деньгами компании.

Как правило, бухгалтерские компании предоставляют веб-сервис, который интегрирован с американскими интернет-банками и показывает движение денежных потоков компании.

Повторю ещё раз: самая большая ошибка — пытаться экономить на юристах, бухгалтерах или HR. Потом эта экономия обойдётся во много раз дороже: не подадите форму за $15 — заплатите тысячи долларов штрафа.

HR-специалисты

HR-провайдеры не просто ищут и подбирают сотрудников, они курируют выплаты зарплат сотрудникам, рассчитывают налоги и сборы, занимаются страховками. Медицинское страхование широко распространено в США, и почти каждая компания страхует своих работников. Это огромная индустрия с сотнями игроков: чтобы не потерять деньги, лучше доверить вопрос специалистам.

Как и с юристами, лучше выбрать HR-компанию с хорошей репутацией, через которую проходит большой объём сделок. Изучите условия медицинской страховки — высок шанс найти выгодное решение. Кроме того, если компания ошиблась при оформлении страховки или какого-то другого платежа, ответственность лежит на ней: стартапу не придётся оплачивать штрафы.

Наём

Советую заранее подготовить компанию к найму сотрудников и наладить процессы до того, как начнёте кого-то искать. Такой подход вызовет доверие у кандидатов.

Запаситесь хорошими аргументами, чтобы заинтересовать лучших кандидатов. Если с этим проблемы — готовьтесь платить гораздо выше рынка: у сильных кандидатов должны быть причины присоединиться именно к вашей команде. Для американских сотрудников стартапы — привычный бизнес, поэтому они ожидают вместе с предложением должности услышать о надёжном компенсационном пакете с бонусами и страховкой.

Подбирая главу американского подразделения, исходите из специфики бизнеса. Если у вас онлайн-стартап, ориентированный на физических лиц, неважно, кто будет во главе — русский или американец. Наш бизнес связан с продажами крупным брендам, поэтому мы выбрали американца с многолетним опытом на рынке наружной рекламы. Его хорошо знают в индустрии, и мы надеемся, что это поможет развитию нашего бизнеса.

Принимайте во внимание PR-фактор. Если вы планируете продвигать компанию в американских СМИ, подумайте, кто будет спикером. Генеральный директор или директор по коммуникациям, русский или американец — выбор зависит от отрасли и ваших клиентов.

Учтите, что при найме сотрудников и подрядчиков вам придётся много общаться с американцами. Вас будут оценивать в том числе и по тому, как вы ведёте переговоры, насколько вы точны и пунктуальны. Не опаздывайте на встречи: американцы не любят опоздания и сильно переживают, когда опаздывают сами. Они даже шутят по поводу пунктуальности русских: когда люди опаздывают на 15 минут и больше, называют это Moscow style.

Фотография на обложке: Reuters