secretmag.ru
Технологии

Благословение Компартии: Как Китай стал родиной технологических стартапов

Больше не клоны, а новаторы
Население Китая — почти полтора миллиарда человек, это привлекательный рынок для компаний всего мира, но завоевать его не просто. Большинство иностранных компаний не могут конкурировать с локальными игроками, страдают от действий местных властей и быстро уходят с рынка. Недавно сервис заказа такси Uber продал китайский бизнес своему местному конкуренту, компании Didi, в обмен на 18% акций объединённого предприятия и обещание со стороны китайского партнёра вложить $1 млрд в развитие компании. Как и другие американские гиганты вроде Google и Facebo, Uber обрёл популярность далеко за пределами США, но не смог покорить Китай — компания работала в стране два года и за это время потеряла почти $2 млрд.

Население Китая — почти 1,5 млрд человек, это привлекательный рынок для компаний всего мира, но завоевать его непросто. Большинство иностранных компаний не могут конкурировать с локальными игроками, страдают от действий местных властей и быстро уходят с рынка. Недавно сервис заказа такси Uber продал китайский бизнес своему местному конкуренту, компании Didi, в обмен на 18% акций объединённого предприятия. Как и другие американские гиганты вроде Google и Facebo, Uber обрёл популярность далеко за пределами США, но не смог покорить Китай — компания работала в стране два года и за это время потеряла почти $2 млрд.

Компания Didi появилась путём слияния двух локальных фирм в 2015 году. Uber совершил миллиардную поездку в конце 2015-го, через пять лет после запуска; Didi заявила о 1,4 млрд поездок в том же 2015 году, хотя, в отличие от Uber, компания работает только в Китае. Uber два года пытался захватить хотя бы 10% китайского рынка, но так и не добился результатов. Китайские компании благодаря поддержке государства и лояльности пользователей выросли и научились предлагать больше, чем их западные конкуренты. «Секрет» объясняет, почему так вышло.

Огромный рынок

По данным шанхайского агентства IResearch, в Китае находится минимум 80 технологических компаний с оценкой больше миллиарда долларов. «Для китайских предпринимателей получение прибыли важнее, чем для предпринимателей в других странах, расходы там под контролем», — говорит Энди Мок, управляющий директор агентства Red Pagoda Resources.

В 2014 году китайские власти начали кампанию по поддержке предпринимательства: стали выделять деньги, запустили венчурные фонды и стартап-инкубаторы. C тех пор в стране появилось 1600 инкубаторов для высокотехнологических компаний. В 2015-м объём китайских венчурных фондов составил 1,5 трлн юаней ($231 млрд).

В 2015 году инвестиции только в отрасль медицинского биотеха составили $30 млрд — на 70% больше, чем в предыдущем году, сообщала ChinaBio Consulting. Китай — второй рынок фармацевтики в мире после США: по данным IMS Institute for Healthcare Informatics, в стране ежегодно тратят больше $100 млрд на лекарства. Местные производители имеют право на налоговые льготы и получают субсидии, чтобы замещать иностранных конкурентов на домашнем рынке.

За последние годы китайцы доказали, что могут создавать мощные клоны западных проектов: Baidu как Google, Weibo как Twitter, Alibaba как Amazon и другие. Теперь они показывают, что эти компании способны на большее, чем их аналоги. Чуть ли не каждую неделю из Страны великого файервола приходят новости о прорывах в технологической сфере. Например, на днях стало известно, что учёные разработали суперкомпьютер The Sunway TaihuLight, который по мощности в два раза превосходит предыдущего рекордсмена.

Его скорость вычислений — 93 петафлопсов, в два с половиной раза выше по сравнению с предыдущим рекордсменом «Тяньхэ-2», у которого вычислительная мощность 34 петафлопсов. Предыдущий компьютер разрабатывался на базе американского процессора Intel, в основе The Sunway TaihuLight — технологии, созданные в Китае.

Больше функций

Китайские предприниматели часто вдохновлялись тем, что они видели в других странах. На закрытом от внешних игроков рынке с огромной аудиторией получалось воссоздавать продукты и сервисы, подсмотренные на Западе, невзыскательная публика была довольна. Со временем государство стало вкладывать больше денег в проекты, у местных игроков появились локальные конкуренты. Например, приложения для общения WeChat и Weibo конкурируют за время пользователей.

Специфика китайских проектов такова, что каждый из них пытается совмещать множество функций. Через мессенджер WeChat можно совершать голосовые вызовы, заходить в браузер, использовать приложения и игры, оплачивать всё: от парковки до заказа еды и кофе в ресторанах. Китайские пользователи проводят треть времени в интернете с мобильных устройств. Банк HSBC оценивал WeChat в $80 млрд, последняя оценка Uber — $68 млрд.

Китайская Alibaba превратилась в империю, когда её основатель Джек Ма объединил тысячи торговцев и предложил им продавать свои товары широкой аудитории. Сегодня это одна из самых дорогих интернет-компаний с оценкой $100 млрд.

Больше зарабатывают

В отличие от западных соцсетей, которые зарабатывают в основном на рекламе, у китайских возможностей больше. Функционал многих сервисов позволяет привязать банковскую карту, оплачивать с её помощью услуги — за это интернет-сервисы получают комиссию. Даже в местном микроблоге Sina Weibo есть встроенная платёжная система. Так что китайские компании меньше зависят от состояния рекламного рынка, чем их западные конкуренты. Выручку WeChat от комиссий оценивают в $1 млрд.

IPO Alibaba стало крупнейшим в истории. Перед размещением акций операционная прибыль компании достигала $1,1 млрд, что на 42% больше совокупного дохода американских интернет-магазинов Amazon и eBay. WeChat зарабатывает больше миллиарда долларов в год (в среднем $7 с одного пользователя), в то время как популярные мессенджеры вроде WhatsApp и Telegram вообще не зарабатывают.

Правда, американские компании по-прежнему стоят больше, чем китайские: в Штатах больше инвесторов, меньше страновых рисков, американские компании воспринимаются как глобальные игроки. Сейчас Alibaba стоит $218 млрд, Amazon — $364 млрд.

Выход на глобальные рынки

После победы на местном рынке китайские предприниматели думают, куда двигаться дальше. Компании вроде оператора связи Huawei или производителя смартфонов Xiaomi известны за пределами Китая. С интернет-сервисами сложнее: например, WeChat соревнуется с мессенджерами вроде WhatsApp и Line, но добивается успехов только среди китайских диаспор в разных странах. Впрочем, в прошлом году около трети всех поступивших студентов в американские университеты оказались китайцами, так что это важный канал выхода на зарубежные рынки.

Руководители поисковой компании Baidu, запустившейся как китайский Google, реагируют на мировые тренды. Проект ставит эксперименты с искусственным интеллектом и работает над запуском собственного самоуправляемого автомобиля, который планируют продавать и за пределами Китая.

Компании готовы объединяться по примеру Uber и Didi, и китайские игроки могут рассчитывать на помощь западных партнёров при выходе в Америку. Тем более что крупнейшие западные фонды продолжают вкладываться в китайские проекты и помогать своей экспертизой. В этом году шанхайский медицинский стартап Zai Lab получил $140 млн инвестиций от фондов Sequoia Capital, Qiming и других.

Ещё в 2009 году книга британского журналиста Мартина Жака «Когда Китай правит миром» вызвала бурную дискуссию. Жак писал, что влияние Китая распространится на весь мир, а китайская экономика станет крупнейшей в мире. Сегодня китайские власти рассчитывают, что технологические компании помогут стране стать мировым лидером, и делают всё для их поддержки.

Андрей Прохорович
Глава Dodo Pizza в Китае

У китайских финансовых организаций есть огромный ресурс, денег там уже больше, чем у американцев. Общий объём денег китайских фондов, которые инвестируют в стартапы, около $350 млрд. Это деньги как государства, так и частных компаний. В основном инвестируют в китайские стартапы, иностранцам их получить довольно сложно.

Компаниям из постсоветского пространства особенно тяжело претендовать на инвестиции, им всё ещё не доверяют. Но если китайцы и вкладываются, то они рассчитывают на то, что эти компании привнесут какую-то ценность в их страну, будут развиваться на китайском рынке. Тогда они становятся партнёрами, помогают со сбытом и так далее.

Госполитика Китая работает по пятилеткам, сейчас они сделали упор на технологическое развитие, оставив в стороне промышленность и всё остальное. Они хотят стать инновационным государством и стремительно движатся в этом направлении.

Уже сейчас мы видим проекты, которым нет аналогов в мире. На одной из выставок я слышал об устройстве, которое будет генерировать электроэнергию используя силу тайфуна. Китайцы анонсировали работу над печатью искусственной кожи на 3D принтерах. А всё, о чём китайцы говорят, обычно происходит, они серьёзно относятся к обещаниям.

Фотография на обложке: VCG / Getty Images