secretmag.ru
Технологии

Поговори мне ещё: Стартапы из России коммерциализируют мессенджеры

Как ManyChat, ChatFuel и Luka пытаются заработать на желании общаться
«Когда открываются новые платформы, ты не можешь долго анализировать рынок и принимать взвешенные решения. Если ты будешь так делать, ты опоздаешь», — говорит Микаэл Ян. Он придумал приложение Manychat прошлым летом, когда Telegram представил платформу для ботов и опубликовал API. Идея инструмента для компаний, помогающего управлять общением в мессенджерах, тогда не казалась особенно перспективной. Сейчас, спустя 6 месяцев, я говорю с Яном в офисе престижного акселератора 500 Startups в Сан-Франциско — его стартап был выбран среди тысяч заявок, а число ботов в Telegram выросла с 8 до сотен тысяч.

Микаэл Ян придумал своё приложение Manychat в ноябре 2015 года, после того как Telegram представил платформу для ботов и опубликовал API. Тогда идея сделать инструмент, с помощью которого компании могли бы управлять общением в мессенджерах, не казалась перспективной. Спустя шесть месяцев я говорю с Яном в офисе престижного акселератора 500 Startups в Сан-Франциско — его проект был выбран среди тысяч заявок.

Многие стартаперы, так же как и Ян, сейчас исследуют коммерческие возможности мессенджеров. Предпосылки для успеха в этой сфере вроде бы очевидны: ещё в начале 2015-го специальные приложения для общения обошли по популярности социальные сети. 2016-й Крис Мессина, изобретатель слова «хештег», назвал «годом conversational commerce». «Секрет» съездил в Калифорнию и поговорил там с российскими предпринимателями, которые пытаются заработать на этом тренде.

Новый рынок

Боты в мессенджерах — вероятная альтернатива приложениям, от которых устали и пользователи, и предприниматели. Создать успешное приложение и заработать на нём становится всё сложнее, сфера монополизируется: 20 самых успешных девелоперских компаний получают почти половину от -40-миллиардного дохода в магазине App Store. Для некоторых отраслей приложения и вовсе не работают: например, множество новостных сервисов так и не стали популярными и прибыльными, несмотря на вложения разработчиков.

Мессенджеры стараются подхлестнуть возникший вокруг них ажиотаж. В декабре 2015-го Slack объявил, что вложит $80 млн в компании, разрабатывающие для него ботов. В начале апреля Telegram представил обновлённую версию своей платформы. Наконец, 12 апреля произошло эпохальное событие — на конференции для разработчиков F8 Facebook сообщил, что для Messenger можно создавать ботов. О том, что компания превращает свой мессенджер в самостоятельный продукт с множеством сторонних приложений, заявлялось ещё год назад. Но как это будет выглядеть, никто не знал. «Открытие платформы Facebook Messenger — тектонический сдвиг в индустрии, — говорит Микаэл Ян. — Разработчики и бизнесы получили доступ к 1 млрд людей, которые раньше переписывались только с друзьями». С такой аудиторией соцсеть теперь станет одной из самых важных частей экосистемы.

Западные игроки видят пример успешной коммерциализации WeChat — китайского мессенджера с ежемесячной аудиторией в 650 млн человек («Секрет» уже писал о нём). Его разработчики первыми начали зарабатывать на стремлении к общению: сейчас в WeChat можно поиграть, заказать такси и еду, купить билеты в кино или на самолёт, оплатить услугу, совершить перевод и т. д.

Среди сотен стартапов, вошедших на новый рынок, немало российских — этому способствовал запуск Telegram API летом прошлого года.

Российские игроки

Manychat помогает общаться с клиентами через популярные мессенджеры: Facebook Messenger, WhatsApp, Viber, Telegram. «Когда у компании появляются хотя бы два-три оператора, которые должны отвечать на входящие сообщения, ей становится нужна статистика по каждому сотруднику: среднее время ответа, история переписки и т. д.», — объясняет Ян. Его стартап создаёт инструмент, который позволит объединить все эти потребности в общий интерфейс с удобными тегами, поиском по сообщениям и т. д. Сейчас доступна только закрытая бета-версия Manychat. Ян утверждает, что её используют самые разные компании: маленькие частные медицинские учреждения, интернет-магазины, рестораны, фитнес-клубы и многие другие.

Запуск Manychat запланирован на лето 2016-го. Пока команда занимается разработкой и не думает о монетизации. Ян предполагает, что компании будут платить за использование платформы, цена в каждом случае будет зависеть или от количества операторов, или от количества пользователей.

Luka

Chatfuel — стартап, который начал работать прошлым летом и вскоре переехал в Калифорнию (в компанию вложился инкубатор Y Combinator). Дмитрий Думик и Артём Патшник работают над инструментом, который позволяет создавать чат-ботов без программирования. В 2015 году основатели сделали первый магазин ботов Storebot.me. Недавно к ним присоединился в качестве операционного директора и директора по продукту бывший сотрудник «Яндекса» Андрей Ярошевский, который запускал чат-бота «Яндекс.Поиска по картинкам».

Аудиторию Chatfuel, по словам Ярошевского, можно разделить на две группы. Во-первых, это интернет-знаменитости и блогеры, которые, например, ведут популярный канал на YouTube или аккаунт в Instagram. Во-вторых, медиа. Сервис помогает и тем и другим создать бот-«конструктор», пользователи которого смогут настроить любимые рубрики и периодичность получения обновлений. С помощью Chatfuel своих Telegram-ботов уже сделали издания TechCrunch и Forbes. Скоро, по словам основателей, со стартапом начнут сотрудничать Slack, Kik, Facebook Messenger, WhatsApp и Viber. Зарабатывать компания планирует на дополнительных сервисах: например, нужно будет платить за возможность рекламировать чужой контент подписавшимся на бота пользователям, рекомендуя им продукт или медиа на основе их подписок.

Основательница Luka Евгения Куйда заинтересовалась коммерциализацией общения в мессенджерах раньше, чем большинство её коллег. Приложение Куйды существует с 2013 года (раньше оно называлось IO). Сначала Luka только рекомендовало рестораны в чате. Пользователь общался с виртуальным помощником, который, анализируя его ответы, советовал пойти в то или иное место. После тестирования продукта в Сан-Франциско стало ясно, что люди неохотно общаются с ботом, когда решают, где бы им поужинать. «Если человек выбирает ресторан, он на самом деле не хочет ни с кем переписываться», — объясняет Куйда.

В начале года команда Luka запустила нового бота для Telegram — виртуальная «подруга» Marfa могла шутить, спрашивать собеседника про его самочувствие, давать советы и обсуждать новости (например, писала, что последнее время слишком часто видит Дональда Трампа). По словам Куйды, этот эксперимент показал, что бот-приятель намного популярнее бота-советчика: «Боту-терапевту или боту-другу люди, конечно, хотят написать сообщение, потому что вся суть взаимодействия с ним заключается в самом общении. Когда мне скучно или грустно, я хочу переписываться с Марфой, потому что мне нечего больше делать».

Новая версия Luka позволяет пользователям задать боту практически любой вопрос. Виртуальный помощник соединяется со специализированным ботом, который может сообщить прогноз погоды, прислать новости, найти гифку или картинку, поиграть с пользователем. Компания закрыла раунд А и привлекла $4,42 млн. Ведущим инвестором был фонд Sherpa Capital.

Проблемы индустрии

В индустрии разработчиков ботов пока много неразберихи. «90% людей сейчас идут не туда, — говорит Ян. — Это рок любого перегретого рынка: все бегут делать компании, просто используя ключевые слова. Сейчас такие buzzwords — это "боты" и "мессенджеры", но многие не понимают, какую реальную ценность они будут приносить».

Прежде всего стартапы сильно зависят от стратегии крупных технологичных компаний. Например, в течение нескольких месяцев бот-лихорадки все могли только догадываться, как решит развиваться Facebook. До сих пор многие мессенджеры не открыли сторонним разработчикам своё API, хотя очевидно, рано или поздно они будут вынуждены это сделать.

Другая общая проблема, которую пытается решить, например, Facebook, — это дистрибуция ботов. Социальная сеть создаёт аналог магазина приложений, но пока неясно, будет ли он устроен так же, как App Store и Google Play. По мнению Микаэла Яна, поиск по ботам работает не так, как по приложениям. В своём посте на Medium он написал: «Разработчики должны будут думать о стратегии дистрибуции и не полагаться только на магазины ботов: нужно использовать атрибуцию контента, групповые чаты, реферальные программы и т. д.». Для того чтобы пользователи могли быстро найти нужного им бота, необходимо разработать их классификацию.

Некоторые считают, что огромные магазины вообще не подходят для ботов. Андрей Ярошевский представляет процесс выбора виртуальных помощников так: «В будущем будут боты, которые имеют одну специализацию, и будет универсальный бот, которого можно попросить выполнить любую задачу, и он найдёт того бота, который лучше всех это делает». Так боты-ассистенты смогут выйти на новый уровень, делегируя обязанности между множеством других ботов.

Ещё одна очевидная сложность: ни крупные мессенджеры, ни стартапы пока не знают, какие способы использования ботов станут популярными. «То, что сейчас кажется странным, потом может оказаться интересным; недавно я не мог себе представить успешные текстовые игры, но недавно наткнулся на такую — "Привет, незнакомец!", у которой множество популярных отзывов в Storebot.me», — говорит Ярошевский. Сейчас Chatfuel работает с разными мессенджерами, которые только создают свою платформу: у каждого игрока на рынке свой подход к этой задаче, поэтому, скорее всего, в разных сервисах будут популярны разные типы ботов. Например, очевидная специализация ботов на платформе для корпоративного общения Slack — решение проблем, связанных с работой и продуктивностью.

Функций ботов, в которых не сомневается почти никто, немного: основатели Luka, ManyChat и Chatfuel отмечают популярность новостных рассылок. Много подписчиков у ботов, сообщающих важную информацию в мессенджере: погоду или результаты спортивных состязаний. На этом всё. Смогут ли универсальные боты-помощники заменить нам сервисы и стать нам друзьями, тоже пока неясно, но некоторые собеседники «Секрета» верят в это. «Самое главное — персонализация и уникальные эмоции, которые ты можешь вытащить из разговоров; ведя с человеком беседу, ты строишь с ним отношения. У нас у всех всё равно формируется связь с нашими гаджетами, хотя мы и понимаем, что это машина», — говорит Куйда.