secretmag.ru
Технологии

Вопрос. Стоит ли начинать бизнес с друзьями и родственниками?

Семейный бизнес — зона повышенного риска. Вместе с бизнесом можно потерять и близкого человека. Но некоторым всё-таки удаётся построить надёжную компанию. «Секрет» поговорил с предпринимателями и юристами о плюсах и минусах бизнеса с родственниками и друзьями.

Семейный бизнес — зона повышенного риска. Если что-то пойдёт не так, вы можете потерять и дело всей своей жизни, и близкого человека. Но некоторым всё-таки удаётся построить надёжную компанию вместе с родными и друзьями. «Секрет» поговорил с предпринимателями и юристами о плюсах и минусах такого бизнеса.

Андрей Скворцов Директор компании «Меркатор»

Со своим партнёром Александром Ларионовым мы знакомы с детского сада. Первая попытка совместного бизнеса была в середине 90-х. Она закончилась полным разрывом: один не соглашался с решениями другого, второй не принимал контроля со стороны партнёра. Помирились случайно, встретившись в пустом вагоне метро.

Прошло 15 лет, и мы снова создали бизнес вместе — идея создания системы оценки сотрудников BSSL принадлежит Александру, а я выступил соинвестором и консультантом. Мы заранее проговорили конфликты, которые только пришли в голову. Во-первых, я вкладываю определённые ресурсы в бизнес, и на этом моя ответственность заканчивается. Партнёр может просить меня о помощи, но я вправе отказаться — и без обид. Во-вторых, окончательные решения принимает Александр. Я могу советовать, предлагать, убеждать, но последнее слово за ним. Я как партнёр заранее готов потерять вложения. В-третьих, временные и интеллектуальные вложения Александра, выходящие за рамки изначальных договорённостей, оцениваются и оплачиваются по рыночным ценам из доходов компании и не приводят к перераспределению долей.

Компания на рынке с 2009 года, и, судя по тем суммам, которые нам предлагали сторонние инвесторы, наши инвестиции выросли в цене в шесть раз. Споры бывают, но правила не дают им перерасти в конфликт.

Ирина Ерохина CEO Localway.ru

В своё время мама говорила мне: «Никогда не строй бизнес с близкими друзьями, иначе потеряешь их». Мне казалось, мама просто слишком сильно меня опекает и не знает, насколько классные и верные у меня друзья. В итоге в 20 лет мы с подругой придумали совместное дело. Как только начались трудности, я поняла, что зря не слушала маму. С одной стороны, это была моя подруга и я не могла вести себя с ней жёстко, а с другой — это бизнес, и надо много работать, чтобы преуспеть. После наших тщетных попыток начать что-то стоящее мы решили закончить с совместным бизнесом. Я была этому крайне рада, потому что уже на тот момент мы очень охладели друг к другу.

Самое смешное, что и потом много раз я ввязывалась в разные авантюры со своими друзьями. Я тратила массу свободного времени, чтобы в итоге разругаться с близкими людьми и уйти ни с чем. С обычными коллегами ты более хладнокровен, тебе легче рисковать и ты можешь смело высказывать своё недовольство, не опасаясь неуместных обид.

Нина Заварзина Генеральный директор компании Legal Constantine

Нельзя! Ни в коем случае! Это мой принцип, выросший из многолетней практики работы. Наша компания занимается корпоративными спорами, и, по нашей статистике, 90% из них — конфликты между друзьями и родственниками.

Кажется, что с ними будет всё надёжно, ведь вы давно знакомы и всё друг о друге знаете. Но надо учесть, что именно эти моменты могут сыграть против вас. Никто не знает о вас больше компрометирующей или небезопасной информации, чем близкий человек. Корпоративные конфликты между «бывшими близкими» всегда выходят за пределы бизнес-разборок. Сейчас, например, мы ведём объёмный проект, где рейдерский захват инициировали родственник и близкий друг собственника.

Прежде чем начинать партнёрские отношения, тем более с родными и близкими, необходимо согласовать два главных процесса: как вы будете расходиться и как вы будете расходиться в конфликтной ситуации. При этом вечные аргументы «мы никогда», «да я ему, как себе» — верный признак, что через несколько лет партнёры встретятся в суде.

Динара Гагарина Главный редактор Edurobots

Идея сайта «Занимательная робототехника» принадлежит нашему сыну Александру, много лет посвятившему робототехнике. Проект запускал он один, а потом присоединилась я со своим бэкграундом в IT. Мы вместе стали популяризовать робототехнику: запустили два онлайн-курса, подготовили материалы для родителей и педагогов. Спустя несколько месяцев к нам присоединился и наш папа, тоже Александр. Его техническое образование позволило расширить тематику материалов, а большой опыт в финансовых вопросах сделал из нашего хобби ещё и бизнес. Сегодня у нас один из самых известных русскоязычных ресурсов по робототехнике.

Это очень интересный опыт — общаться со своим сыном-подростком на рабочие темы и вместе создавать продукт. А мы с мужем после 15 лет брака мы по-новому взглянули друг на друга, никогда до этого не работали вместе. За завтраком и ужином мы часто обсуждаем перспективы развития, новые направления.

Никакого негатива от работы с родственниками мы не видим, пока только плюсы — не приходится искать офис, делить расходы, риски и доходы, ни у кого не возникает желания филонить и уклоняться от обязанностей.

Антон Толмачев Управляющий партнёр юридической компании «ЮрПартнёр»

К юристам неполадившие владельцы обычно обращаются, когда ситуация достигает апофеоза. В моей практике был пример, когда друзья-основатели достаточно прибыльной компании не сошлись в ключевых моментах развития бизнеса и начали друг другу ставить палки в колёса: не приходили на общие собрания, ставили непомерные условия на выкуп доли, даже пытались поделить на три одинаковые части оборудование фирмы. Владельцы поняли слишком поздно, что мешают не друг другу, а бизнесу. Компанию как структуру в итоге удалось спасти с помощью длительных переговоров и частых встреч — кто-то отказался от доли, кто-то продал, но в итоге бизнес был разрушен, все процессы пришлось выстраивать заново.

Популярный механизм защиты от будущих разногласий — соглашения между учредителями по ключевым вопросам. Они, как правило, заключаются перед организацией фирмы. Встречаются брачные соглашения между учредителями и их супругами, ограничивающие права супругов на бизнес. Ещё один механизм — прописанные в уставе запреты на наследование долей без согласия оставшихся учредителей, запреты на вхождение в состав учредителей новых участников.

Александр Бахманн Основатель компании admitad GmbH

Когда мы только начали строить компанию, было очень тяжело. Мой брат увольнялся раз семь за первые 2–3 года. Тогда мы были ещё молодыми и горячими: не так уж и много времени прошло с того момента, когда мы с ним могли подраться. Но потом мы стали всё меньше и меньше ругаться по рабочим вопросам. Конечно, и сейчас бывают сложные моменты, но мы понимаем, что у нас с ним совместный путь в жизни.

Работать с друзьями тоже бывает сложно. С одним другом у меня не получилось, с другим получилось — правда, первые 6–8 месяцев он тоже хотел уйти, так как ему было непривычно после 11 лет дружбы выслушивать мои претензии по работе, даже обоснованные. Думаю, основная проблема именно в людях и эмоциях. Ведь брату или другу я выскажу больше резких замечаний, чем обычному партнёру.