Что делать, если проверяющие органы нарушают закон?
Не давать взяток, судиться, скандалитьЧастые проверки надзорных органов могут надолго парализовать работу компании. Проверяющие обычно тщательно выискивают нарушения и не всегда в процессе ведут себя чистоплотно. «Секрет» решил выяснить, что нужно делать предпринимателю, который считает, что надзорные органы нарушили в отношении него законодательтсво.
Частые проверки надзорных органов могут надолго парализовать работу компании. Проверяющие обычно тщательно выискивают нарушения и не всегда в процессе ведут себя чистоплотно. «Секрет» решил выяснить, что нужно делать предпринимателю, который считает, что надзорные органы нарушили в отношении него законодательтсво.
Борис Федосимов Генеральный директор холдинга «Люди дела»
Первое правило эффективной защиты — понимать хотя бы в минимальном объёме свои права. Первое, что должны знать все предприниматели: в соответствии с законом юридическое лицо не должны беспокоить в течение первых трёх лет его существования. Правда, по мотивированным жалобам могут пройти и внеплановые проверки. Всю информацию о проверке — объекты, цели, основания, дату и сроки — можно найти на сайте контролирующего органа и на сайте прокуратуры.
Как правило, чаще всего проверять юридические лица и индивидуальных предпринимателей решают: полиция, налоговая, санитарно-эпидемиологический надзор, МЧС, Роспотребназор, органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ, Общество защиты прав потребителей, а также органы местного самоуправления. Проверяющие должны сообщить о своей плановой проверке за три рабочих дня, направив копию приказа или распоряжения своего руководителя или его заместителя.
В момент начала проверки предприниматель должен обязательно попросить предъявить служебные удостоверения у всех участников инспекции — данные этих удостоверений надо обязательно методично и спокойно переписать. После этого проверяющим необходимо предъявить распоряжение или приказ о проведении проверки, где на официальном бланке государственного органа должны быть приведены все обязательные реквизиты, определённые в законе.
Если предприниматель считает, что проверяющие нарушают закон, то самая эффективная тактика — фиксировать нарушения и отражать их в итоговом документе проверки, а затем писать жалобу в вышестоящий контролирующий орган и в прокуратуру. И ещё маленький совет: не надо стесняться записывать ход проверки на видео или диктофон. Только этот факт тоже надо будет отразить в итоговом документе по результату проверки. Это впоследствии сильно упрощает процесс доказывания незаконности действий контролирующих органов. Если предприниматель фиксирует все действия контролирующего органа, привлекает понятых (в том числе из состава своих работников), исполняет формальные требования законодательства, то опытные проверяющие никогда не станут откровенно нарушать закон. Опыт последних лет показал, что количество нарушений законов контролирующими органами сокращается. Привлекайте опытных юристов и адвокатов, сопровождающих такие проверки и… жалуйтесь, жалуйтесь, жалуйтесь. Чем больше предприниматель «поднял бучу», тем меньше проверок он в последующем получает.
Елена Юлова Председатель Московской коллегии адвокатов «Юлова и партнёры»
Предприниматели вправе обжаловать любые незаконные действия или бездействия должностных лиц, но только в том случае, если были нарушены их конкретные права. То есть подать в прокуратуру и руководителю контролирующего органа жалобу, в которой изложить фактические обстоятельства вынесения незаконного решения и совершения незаконного действия или бездействия должностным лицом. Обязательно нужно в итоге обратиться к адресату с просьбой отменить незаконное решение, признать незаконным конкретное действие или бездействие. Прокурора же надо просить провести проверку изложенных в жалобе фактов.
Что бывает часто на практике, особенно при обжаловании в вышестоящем контролирующем органе или в прокуратуре? Если жалоба действительно обоснованна и нарушения вопиющие, ответ будет получен на уровне «сам дурак», из которого будет следовать, что никаких нарушений должностного лица контролирующего органа не выявлено, однако «на месте» будет принято компромиссное решение, устраивающее заявителя, либо само должностное лицо усмотрит в своём решении «нестыковки» и само его отменит, но по иным основаниям. Хотя, надо признать, что и отменяются руководителем контролирующего органа, вышестоящими контролирующими органами незаконные решения ну очень изредка.
Есть ещё суд. Действительно, можно подать жалобу в Арбитражный суд по месту нахождения контролирующего органа с заявлением, в котором оспариваются незаконные действия и решения контролирующего органа. Главное, надо иметь в виду, что срок для обращения в суд составляет три месяца с момента, когда был вынесено и получено незаконное решение, совершено незаконное действие или бездействие.
Мне известны предприниматели, которые твердо отстаивали свои права, обращаясь в суд, где получали решения в свою пользу. Но они и знали «предмет проверки» лучше проверяющих. Они никогда не вступали в сговор с проверяющими на предмет «самостоятельного составления» акта проверки, никогда не передавали мзду «ни пожарникам, ни СЭС», справедливо полагая, что дешевле соблюдать необходимые требования. И зная их стиль поведения в ходе проверок, у контролирующих органов никогда не возникало повторного желания провести проверку «за вознаграждение», ну а соблюдение требований закона проверяемым, очевидно, оставляет мало шансов для незаконных действий.
Очень многое в ходе проверки решают и человеческие отношения. Поэтому я всегда рекомендую обращаться к руководителям контролирующего органа на личном приёме, как только что-то пошло не так. И если на приёме не искажаются факты, приводятся примеры действительно незаконных действий, меры к проверяющему будут приняты обязательно. Это сразу станет заметно.
Игорь Рызов Партнёр школы бизнеса «Синергия», эксперт по ведению переговоров
Самое важное — не вступать в перепалку с представителями власти: очень может быть, что именно этого и добивается проверяющий. Выйдя на эмоции, вы только развяжете руки беззаконию. Во-первых, необходимо подключить специально обученного юриста или адвоката, который владеет всеми процессуальными тонкостями и специализируется на сопровождении проверок. Вам важно не помогать и не мешать проверяющим: очень часто люди впадают в роль союзника и всеми силами желают помочь, тем самым показывая свою чистоту. Стоить занять нейтрально-вежливую позицию и стараться отвечать на вопросы проверки односложно. Параллельно следует обязательно фиксировать все факты, время, действия, полномочия, а любые документы предоставлять только по описи. Самое важное — сохранять выдержку и не поддаваться на провокации, а в случае нарушений безотлагательно обращаться с жалобами в надзорные органы.
Юрий Гульбин Доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС
Первым делом необходимо проверить полномочия прибывшего контролёра. Это не только проверка его удостоверения, но и проверка акта, которым он уполномочен: например, акт руководства налоговой инспекции по проведению выездной проверки. Надо заметить, проверять надо не разрешение на вход на территорию предприятия, поскольку это возможно и без акта руководства, а именно на проведение конкретной проверки как юридического факта. Если контролёр зашёл на территорию предприятия и ушёл, это может остаться без последствий. А чтобы привлечь предприятие к ответственности, обязательно нужен акт о нарушении законодательства. В ходе беседы с контролёром выясните прямую, а может быть, и косвенную цель проверки. Документы вашего предприятия для проверки контролёру должны выдаваться строго в теме такой проверки — например, уплата налогов за такой-то период. Учитывайте, что срок давности по налоговым правонарушениям составляет 3 года. Контролёр должен делать своё дело, но не диктовать свои условия. Поэтому в ходе проверки целесообразно общаться с контролёром через посредника, например миловидную девушку-секретаря, которая и ситуацию не усугубит, и не рассыпет документами перед контролёром. Впрочем, руководству предприятия (не обязательно руководителю) желательно иметь беседу с проверяющим. Если будет выявляться недостаточная компетентность контролёров, позвольте им продолжать в том же духе. Например, контролёр упорствует, увлёкся, не даёт возможности представить свои объяснения. Или по одним счетам даёт возможность, а по другим — не успевает. Согласно Налоговому кодексу РФ это является существенным основанием для отмены акта. Следите за сроками проверки. Они часто указываются в уполномочивающих документах. Например, выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев.