secretmag.ru
Технологии

Виталий Малыхин. Как я потерял компанию MiniMe и создал сервис тест-драйвов

И больше не работаю с друзьями
Предприниматель Виталий Малыхин в 2010 году стал звездой собственного шоу «Вконтакте», потом начал продюсировать другие видеопроекты. В 2013 году получил предложение от друга — войти в состав учредителей компании Mini Me, которая производила 3D фигурки людей на заказ. Основателям Mini Me нужно было раскручивать технологию, а Малыхин прекрасно подходил для роли маркетолога — у него были знакомства в СМИ, опыт работы с разными медиа, красивая невеста-телеведущая, которая тоже позировала для 3D фигурки. Про проект действительно написали многие СМИ и сняли сюжеты телеканалы, но скоро шумиха затихла, а Малыхин начал работать над новым стартапом. Он рассказал «Секрету», как и почему закончилось его сотрудничество с MiniMe и раскрыл подробности нового проекта.

Предприниматель Виталий Малыхин в 2010 году стал звездой собственного шоу во «ВКонтакте», потом начал продюсировать другие видеопроекты. В 2013 году получил предложение от друга — войти в состав учредителей компании MiniMe, которая производила 3D-фигурки людей на заказ. Основателям MiniMe нужно было раскручивать технологию, а Малыхин прекрасно подходил для роли человека, который займётся маркетингом — у него были знакомства в СМИ, опыт работы с разными медиа. Про проект действительно написали многие СМИ и сняли сюжеты телеканалы, но скоро шумиха затихла, а Малыхин начал работать над новым стартапом. Он рассказал «Секрету», как и почему закончилось его сотрудничество с MiniMe, и раскрыл подробности нового проекта.

У нас с другом была мечта. У него была первая в России «Волга» low rider, и мы мечтали объехать на ней Европу. Но денег у нас не было, и нужно было, чтобы это кто-то оплатил. Тогда мы придумали сделать из нашего путешествия шоу с прямой трансляцией в интернете. На дворе был 2010 год, так ещё никто не пытался делать в России, и наша группа во «ВКонтакте» собрала аудиторию в 15 000 подписчиков. Вернулись мы знаменитостями. Нас узнавали на улице, а телеканал «Первый игровой» это шоу купил. В течение следующих трёх лет я стал digital продюсером и сделал ещё несколько шоу. Оказалось, работая на себя, можно зарабатывать больше, чем работая на дядю.

MiniMe

В конце 2013 года другой мой близкий друг Руслан Ахмедов предложил поучаствовать в классном проекте. Идея была в том, чтобы делать изображения людей с помощью 3D-принтера. Для такого проекта нужно несколько технологий: 3D-сканирование, ручная постобработка трёхмерного изображения в виртуальном пространстве и гипсовая 3D-печать в цвете. Ребята, мой друг и его инвестор (имя инвестора Малыхин и Ахмедов не раскрывают. — Прим. «Секрета»), хотели сделать студию, но не знали, как её продвигать. Меня позвали заняться маркетингом и запустить проект. Руслан должен был отвечать за администрирование, а инвестор — оплачивать оборудование и давать на всё деньги. Доли мы распределили следующим образом: мне и Руслану — по 30%, а нашему инвестору — 40% (по данным СПАРК, 40% принадлежит Анастасии Беловой, Малыхин утверждает, что это девушка инвестора. — Прим. «Секрета»).

Я разработал маркетинговую стратегию, снял и запустил ролики в интернете, связался со знакомыми в СМИ. О нас сделали материал The Village, у нас каждую неделю бывали журналисты, федеральные каналы, мы получили кучу бесплатного трафика. Пока я договаривался, чтобы к нам за подарок привели селебов (celebrity — англ. «знаменитость». — Прим. «Секрета»), к нам сами пришли [бывший министр печати] Михаил Лесин с женой, [продюсер] Макс Фадеев, [певица] Наташа Глюкоза. Мне удалось договориться с сетью книжных магазинов «Республика» и с супермаркетами «Азбука вкуса» о продаже наших подарочных сертификатов. Мы были модные, классные и инновационные, все хотели с нами дружить и работать.

Дело шло к Новому году. В «Азбуке» сертификаты разлетались как горячие пирожки. Я улетел в Париж делать предложение своей девушке, а когда вернулся, мне сказали, что денег у компании нет. Я знал, что компания набирает обороты, выручка по моим подсчётам составляла около 1,5 млн рублей (данные «СПАРК-Интерфакса» это подтверждают, по итогам 2014 года убыток компании составил 272 000 рублей), но бухгалтерские отчёты выглядели иначе. Я знал, что другие совладельцы скрыли от меня доходы, а поделать ничего не мог.

Сначала я решил бороться и выкупить доли моих партнёров, но как раз в это время рухнул доллар, найти кэш было сложно. Тогда я предложил им заключить договор: я беру на себя операционное управление, развиваю компанию, а они получают деньги, если у меня получается наращивать выручку и прибыль. Но они отказались. Проблема в том, что Руслан был мне не просто знакомым, а лучшим другом. Личное мешало нам трезво оценивать ситуацию и решать проблему.

Компания продолжала развиваться по инерции, но я перестал участвовать в управлении, не выходя при этом из доли. Полгода назад я получил иск о том, что я как учредитель мешаю развитию компании. Мой знакомый юрист добился того, что в иске было отказано с формулировкой о злоупотреблении корпоративным правом. Но самое обидное, что на меня подал в суд человек, который когда-то был моим лучшим другом. Все наши общие друзья в шоке от этого.

Я вынес для себя такой урок: партнёрство нужно заключать, когда ты нуждаешься в каких-то качествах и ресурсах человека, которые нельзя купить на рынке. Становиться партнёром «по дружбе» — неправильно, так нельзя. Теперь, когда кто-то из друзей предлагает мне поработать вместе, я скорее бесплатно соглашусь помочь им в обмен на ответную услугу.

Конечно, год выдался не из лёгких. Это был один из самых тяжёлых моментов в моей жизни. Я знал, что через полгода у меня свадьба, что нужны деньги, что этот проект для меня — как дитя. Я снова устроился работать видеопродюсером, продал свою BMW3. Наверное, все должны пройти через хардкорные ситуации, чтобы заслужить дальнейший успех. Спустя некоторое время я придумал новый бизнес — сервис тест-драйвов Carl-drive.ru. В новом проекте я решил всё делать сам.

Carl Drive

Допустим, я потенциальный покупатель машины стоимостью больше $100 000. Я увидел рекламу, посмотрел обзоры видеоблогеров, всё ОК. Теперь надо прочувствовать автомобиль. Я еду полдня к дилеру, который находится на МКАД или даже за ней. Жду, когда автомобиль освободится, и 15 минут катаюсь вокруг дилерского центра. При этом рядом со мной сидит менеджер этого центра и впаривает мне: «А вот давайте мы вам скидочку или подарок дадим, а вы в какой комплектации хотите?» А я вообще ещё выбираю, я пока не принял решение.

Я решил сделать сервис тест-драйвов, чтобы человек мог спокойно подобрать себе машину. Философия Carl-drive.ru — мы не впариваем автомобили, а помогаем людям определиться, какую именно машину они хотят получить. Всё работает как в Uber: ты скачиваешь приложение, выбираешь машину для тест-драйва, выбираешь время, в которое тебе будет удобно получить машину, и маршрут, по которому ты хочешь проехать. Машину привозят в любое удобное место на 45 минут. Чаще всего люди выбирают путь от дома до работы — удобно проехать по хорошо знакомой дороге и посмотреть, как машина ведёт себя. Рядом тоже сидит наш консультант, который, если надо, может рассказать о достоинствах машины.

Воспользоваться услугой может любой водитель старше 22 лет со стажем больше трёх лет. Услуга, понятно, бесплатная. После поездки приложение предлагает оценить, что понравилось в автомобиле, что — нет, на основе этих отзывов оно генерирует текст для соцсетей, а наш менеджер по итогам тест-драйва делает фотографию потенциального клиента на фоне автомобиля. Так что 46% людей потом шарят свой экспириенс на Facebook. Это помогает нам с продвижением: 20% людей записываются на тест-драйв, узнав о сервисе из соцсетей.

Производитель автомобиля в это же время имеет доступ к специальной CRM-системе. Он видит всю информацию о своём потенциальном клиенте в режиме онлайн: сколько ему лет, между какими машинами он выбирает.

Кстати, ещё один важный урок, который я вынес из той истории с MiniMe: никогда не сдавайся, стучись во все двери, одна из них в итоге откроется. Всё лето я общался со всеми главными автопроизводителями элитных авто на предмет эксклюзива. С большинством мы зависли на стадии переговоров, ведь все эти бренды — огромные и неповоротливые корпорации. А мне хотелось побыстрее запуститься. И вот первой согласилась Infiniti. Они выкупили эксклюзивные права на использование моей системы на два месяца. Сейчас, спустя полтора месяца, у нас сотни тест-драйвов. У автодилеров каждый десятый тест-драйв заканчивается покупкой автомобиля, у нас, надеюсь, эта цифра будет больше. Точные цифры я пока, к сожалению, раскрывать не могу.

В будущем, я надеюсь, мы станем мультибрендовой площадкой. Мы будем работать как платформа: через нас бренд сможет делать предложения клиентам, а мы будем зарабатывать на комиссиях. У нас уже есть подтверждение от семи брендов на участие в проекте.

Я верю, что в обозримом будущем бизнес больших дилерских центров в том виде, в котором он существует, будет меняться. Уже сейчас бизнес автодилеров и их маржинальность очень низкая, они продают автомобили себе в минус, лишь бы заработать на сервисе. Они тратятся на свои стеклянные центры с кучей персонала, а это неэффективно. Такая бизнес-модель изживает себя. И сейчас в кризис самое время запустить что-то принципиально новое.

Руслан Ахмедов
Владелец 30% доли в «Миними3Д»

Виталия никто не выгонял, в определённый момент он заявил, что утратил к нам доверие, хочет продолжать работу над проектом без нас и предложил выкупить наши доли по неприемлемо низкой цене. Мы отказались, тогда он потребовал за свою долю сумму в несколько раз больше, чем ту, что он предлагал нам. Конечно, мы отказались. На наше адекватное предложение он тоже ответил отказом.

Виталий в нашей компании отвечал за создание сайта и продвижение проекта. Воспользовавшись нашим доверием, он зарегистрировал домен на себя как на частное лицо. Сейчас я думаю, что у него такой план был изначально и конфликт был специально спровоцирован, но тогда он был моим хорошим другом и я подобного развития событий не предполагал.

Самыми большими и нецелевыми расходами была бурная рекламная деятельность Виталия, съёмка видеороликов, раскрутка в соцсетях, промоакции. Всё это было сведено на нет, когда Виталий начал фактически саботировать работу компании.

Вопрос о дивидендах решается на собраниях, Виталий игнорирует эти собрания уже два года. Мы были вынуждены подать в суд, так как Виталий своим бездействием мешал нам работать и развивать компанию.

Над текстом работала Ксения Леонова

Фотография на обложке: Albert Gea / Reuters