Напряжение растёт. 3 стартапа, которые станут кошмаром для Tesla
Arrival — проект с российскими корнями
В январе 2020 года британский стартап Arrival обратил на себя внимание благодаря двум крупным сделкам. В России их обсуждали в том числе потому, что компанию основал экс-гендиректор Yota и бывший замминистра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов.
Он создал Arrival в 2015 году. Фирма специализируется на лёгких грузовых электромобилях. Штаб-квартира стартапа находится в Лондоне, а центры разработок — в Великобритании, США, России, Германии и Израиле.
Первый электромобиль Arrival выпустит в 2020 году, а массовое серийное производство начнётся в 2021-м. Конвейеры запустят на микрофабриках в разных регионах, где увидят спрос на такую машину.
Электрогрузовики от Arrival будут стоить от €40 000 до €60 000 (2,8–4,2 млн рублей). Это заметно дороже бензиновых или дизельных конкурентов. Например, новый фургон Ford Transit можно купить за €31 000 (2,2 млн рублей). Но в Arrival подчёркивают: эксплуатация и обслуживание электрофургонов будет вдвое дешевле.
Без подзарядки такая машина, по словам производителя, сможет проехать около 480 км.
© arrival.com
В середине января этого года Hyundai и Kia купили 3,33% компании Дениса Свердлова. Корейские автопроизводители оценили его стартап в $3 млрд. Они заявили, что эта сделка — «начало стратегического партнёрства по глобальному внедрению коммерческих электромобилей». Корейцы надеются к 2025 году ежегодно продавать 670 000 электрокаров и войти в первую тройку их производителей.
Ещё одним акционером Arrival спустя неделю стал американский логистический гигант UPS. Он вложил в стартап Свердлова несколько сот миллионов евро и заказал 10 000 электромобилей. The Guardian оценила сумму контракта в €400 млн. Договор подразумевает, что в будущем UPS может дозаказать ещё 10 000 электромобилей в приоритетном порядке. Первая партия появится в Великобритании, Европе и США в 2020–2024 годах.
Так ещё до начала массового производства Arrival Дениса Свердлова не только привлёк серьёзных инвесторов, но и обеспечил рынок сбыта для своих электрофургонов.
Rivian — долго запрягали, быстро поехали
Американская компания Rivian существует с 2009 года, и большую часть своей истории она пыталась создать коммерчески успешный электромобиль. Сейчас она как никогда близка к этому.
В 2020 году Rivian намерен выпустить электрический внедорожник R1S, а ещё через год — и электрический пикап R1T. Эти машины считают главными конкурентами пикапа Cybertruck от Tesla.
Электрокары Rivian смогут проезжать почти 650 км без подзарядки (это значительно больше, чем у любого электрокара Tesla), за три секунды разгоняться с места до 100 км/час и даже разворачиваться на месте.
Цены Rivian стартуют с отметки $69 000 (4,4 млн рублей) за внедорожник и $72 500 (4,6 млн рублей) за пикап.
По итогам 2019 года компанию оценивали в $5 млрд. Ford инвестировал в Rivian $500 млн, а фонд T. Rowe Price даже продал акции Tesla, перед тем как вложить в Rivian $1,3 млрд рублей.
Как и Arrival, Rivian ещё до запуска производственных мощностей уже нашёл крупного покупателя. Им стал Amazon. Он заказал сразу 100 000 электрофургонов для своих курьеров. Первая партия придёт к ретейлеру в 2021 году. «Rivian станет настоящим конкурентом Tesla», — писал об этой сделке Forbes.
Byton — китайская угроза
В 2020 году должен состояться релиз ещё одного амбициозного проекта: компания Byton запустит производство и продажи внедорожника M-Byte в Китае. В 2021 году электрокар доберётся до Европы и США.
Byton позиционирует электрокар как гаджет даже в большей степени, чем Tesla. «Мы попытались продвинуться хотя бы на один или два шага дальше», — сказал гендиректор Byton Даниэль Кирхерт. Ранее он возглавлял китайское подразделение японского автомобильного премиум-бренда Infiniti.
Главная фишка M-Byte — 48-дюймовый экран приборной панели и сенсорная панель на руле. Также во внедорожнике есть система, которая узнаёт человека с помощью камер в средних стойках и автоматически включает для него индивидуальные настройки автомобиля, а затем следит за самочувствием водителя. Управлять системой можно жестами или голосом.
Компанию в сентябре 2017 года основали бывшие руководители BMW и Nissan Motor. Штаб-квартира Byton расположена в Пекине, но дизайн разрабатывали в Мюнхене, а софт — в Калифорнии.
По словам Кирхерта, Byton не будет чрезмерно автоматизировать свой производственный процесс. Так компания намерена избежать ошибок Tesla, из-за которых она долго боролась с проблемами качества и надёжности своих электрокаров. «Мы не хотим рисковать тем, что с самого начала не получим правильные машины», — сказал он.
Byton также надеется избежать постоянных финансовых потерь Tesla. Компания Илона Маска ни разу в своей 17-летней истории не показывала прибыль на протяжении всех 12 месяцев в году. «У нас не будет 10 или 15 лет на то, чтобы достичь безубыточности», — сказал Кирхерт и добавил, что Byton намерен выйти в плюс уже через два-три года после старта продаж.
Чтобы добиться этого, Byton нужно продавать много. Поэтому ориентировочная цена M-Byte — $50 000 (3,2 млн рублей). Для сравнения: новый внедорожник Model X продаётся минимум за $85 000 (5,4 млн рублей).
По словам представителей Byton, они уже получили 30 000 предзаказов на M-Byte. Уже в первом квартале 2020 года бренд начнёт разворачивать дилерскую сеть в крупных городах Китая.
Конкурентами Tesla считаются ещё несколько стартапов: Lucid, Nio, Faraday Future и др. Но наиболее перспективными в 2020 году выглядят Byton, Rivian и Arrival. По многим заявленным параметрам их продукты превосходят модели Tesla. Но пока только компании Илона Маска удалось освоить массовое серийное производство.
Фото: Maurizio Pesce, CC BY 2.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!