Вам шах и компромат. Как российских бизнесменов прессуют негативом — и что с этим делать
Энциклопедии зла
Иногда люди из мира бизнеса стремятся сделать себе страницу на «Википедии». Как только там появляется материал, другие авторы попытаются его оспорить и заблокировать. Цель такого шага зачастую — вывести автора статьи на диалог и предложить ему заплатить деньги, чтобы критик посодействовал размещению материала в «народной энциклопедии». Это распространённая практика, и многие этим живут.
Другое дело, что последние 1–2 года всё чаще происходят случаи, когда статья на «Википедии» блокируется, а следом на сайтах, на которых якобы размещается «компромат» на всех и вся, появляется информация, порочащая героя публикации. Это происходит с временным лагом в 1–2 недели. Так, параллельно с удобной и полезной «Википедией» пополняются страницы псевдоэнциклопедии, своего рода «Википедии зла».
При этом все претензии в таком компрометирующем материале сводятся к тому, что представитель крупного бизнеса «нанял пиарщиков для отбеливания репутации». В таких материалах пишут что-то вроде: «Сейчас они запустили коммуникационную кампанию на сайтах и в Telegram стоимостью более 20 млн рублей. И это только первые вливания. Отдельное внимание уделено биографическим и справочным порталам типа "Википедии"».
Методы защиты
-
Не вступать в переговоры со злоумышленниками, игнорировать их требования.
-
Заранее озаботиться поддержанием своего имиджа за счёт работы с медиа, социальной активности. Можно нанять специалистов по SERM – управлению репутацией в интернете. Они сделают так, что поисковики будут выдавать информацию, которая сформирует у пользователей позитивное представление. Однако тут есть нюансы (о них расскажу отдельно ниже).
-
Публиковать материал на «Википедии» только через рейтинговый аккаунт, правки с которого сложно заблокировать или оспорить. Это, по крайней мере, защитит статью от удаления.
Сюрприз для ожидающих визу
Второй способ действий вымогателей более изобретательный и требует информированности о личных или рабочих делах жертвы. Суть его заключается в следующем.
Как только представитель более-менее заметного бизнеса подаёт документы на получение деловой визы в Европе, в интернете появляются материалы, намекающие на его связь с криминальным миром. Например, анонимный автор пишет, что с телефона бизнесмена был совершён звонок на номер некоего известного предпринимателя, который был убит через 40 минут. Вместо убитого предпринимателя в публикации может указываться кто угодно — вор в законе, вымогатель, решала — лишь бы человек был связан с криминальным миром.
Эта же информация появляется и на англоязычных версиях сайтов, которые индексируются как российскими, так и зарубежными поисковиками. Шансов получить визу при таком информационном фоне и общем настороженном отношении к российскому бизнесу становится всё меньше.
Методы защиты
-
Не вступать в общение с вымогателями. Даже если вы заплатите им деньги, они могут удалить компромат с одного сайта, но затем порочащие сведения появятся на другом. Как правило, у таких инфовымогателей целая сеть подобных порталов. При этом жулики внесут «клиента» в свои списки как платежеспособного.
-
Усилить PR-активность. Размещать правдивые сообщения о себе, игнорировать недостоверные сведения.
-
Третий путь достаточно длинный. Можно воспользоваться так называемым правом на забвение и обратиться в суд с требованием удалить недостоверные и порочащие сведения. Инструмент эффективный, но отнимает много времени и требует бюрократической работы. Главное, что потребуется для реализации этого механизма, — решение суда. Далее вы обращаетесь в Роскомнадзор с перечислением сайтов, где расположена недостоверная информация. Контролирующий орган, как правило, рассматривает такое обращение в течение 3–4 месяцев и на основании него блокирует страницы. Если речь идёт о страницах, индексируемых «Яндексом», то процесс можно ускорить. Необходимо отправить напрямую в сервис решение суда и попросить удалить из индексации страницы, содержащие недостоверные сведения. «Яндекс» обычно отвечает по таким запросам в течение 10 дней. Но вероятность положительного решения «Яндекса» без предписания Роскомнадзора мы оцениваем как 50/50.
Мина под IPO
Когда компании борются за сферу влияния, это зачастую сопровождается информационной войной. В период выхода на IPO один из игроков рынка тратит значительные ресурсы на подготовку этой процедуры. В этот момент её конкуренты, понимая уязвимость компании и то, как чувствительно на ней будет отражаться любой негатив, начинают планомерно выкладывать компромат как на первых лиц бизнеса, так и на его инфраструктуру.
Например, рассказывают о том, в каком ужасном состоянии находятся активы, утверждают, что работа предприятия грозит химической или иной катастрофой целому городу/району/стране. Компромат размещается с левых аккаунтов. Сперва это делают сомнительные региональные телеграм-каналы на 40–200 подписчиков, затем фейк распространяют более крупные, ориентированные на общероссийскую аудиторию.
А потом представителям компании, выходящей на IPO, некие «инсайдеры» дают понять, что поток негатива может прекратиться. И что он якобы идёт от прямых конкурентов — компании Х. Что компания Х обижена на будущих участников IPO за конкретные вещи или претендует на определённые уступки. Так возникает повод для проверки этой информации и проведения переговоров.
Методы защиты
-
Как только в Сети появляется подобный компромат на предприятие, стоит организовать пресс-тур, показать, как на самом деле компания заботится о сохранении экологии. Естественно, не стоит открещиваться от острых вопросов, лучше максимально открыто ответить на них.
-
Важно участвовать в авторитетных профессиональных рейтингах и премиях, в том числе и по экологии. Показывать, что вы заботитесь о защите природы и поддержке региона постоянно, а не только в момент информационных атак. Тогда к вам априори будет меньше вопросов со стороны СМИ и общества. Авторитет обладателя премии по экологии или «донора» региона будет пошатнуть гораздо сложнее.
Чаты-клоны
Такую схему любят представители небольших управляющих компаний, когда пытаются отвоевать управление многоквартирным домом или коттеджным посёлком у своего конкурента.
Злоумышленники создают в соцсети клон уже существовавшего домового чата. Название и аватарка похожи на оригинал как две капли воды. В чате-клоне публикуется негатив об этом ЖК. Таким образом жильцов активно подбивают к смене управляющей компании.
Чтобы внушить доверие и запутать жильцов, инфорейдеры размещают и официальную информацию, например, о голосовании жителей, благоустройстве подъездов. Иногда добавляются нейтральные сообщения якобы от соседей, которые нашли потерянные вещи или готовы что-то отдать в дар другим жильцам.
В чате-клоне могут появиться фото и видео постановочной драки, сообщения о том, что охранники постоянно пьют на дежурстве. Как вариант, могут написать, что один из охранников даже пытался изнасиловать девушку в подъезде. К сообщению достаточно приложить скриншот записи с некоей камеры. Где была сделана эта запись и какое отношение снятые на ней люди имеют к настоящему жилкомплексу, злоумышленников не сильно волнует.
Методы защиты
-
Организовать встречу жильцов с представителями управляющей компании. Максимально оперативно и открыто рассказывать о своей работе.
-
Своевременно информировать о наличии чатов-клонов, разоблачать откровенные фейки конкурентов.
Сайты-отзовики как угроза для малого бизнеса
Владельцы небольшого бизнеса (рестораны, кафе, салоны красоты и т. д.) сталкиваются со спланированным размещением негативных отзывов в интернете. С разных телефонных номеров на порталах с отзывами пишутся комментарии как под копирку. Задача — понизить рейтинг товара, услуги, воздержаться от покупки.
Несмотря на то что сайты-отзовики помечают отзывы, оставленные, например, с одного IP, негативный эффект на читателей страницы оказывается.
Подобные атаки, особенно если бизнес имеет сезонный характер, приводят к массовой потере клиентов, вплоть до закрытия дела.
Метод защиты
- Стараться обрастать реальными отзывами. Если это кафе, то можно организовать акцию — оставить отклик (не обязательно положительный) о себе в обмен на кружку кофе, карту лояльности… Размещение негативных отзывов стоит денег. Закон чёрного пиара заключается в том, что тот, кто нападает, всегда тратит больше. А вы между тем не сильно потратитесь на те же скидки. Вопрос в том, хватит ли у вашего недоброжелателя средств, чтобы тягаться и вести затяжную борьбу.
Несколько слов о чёрном SERM
Сегодня злоумышленники всё чаще прибегают к услугам специалистов по SERM. Фактически они регулируют выдачу по ключевому запросу. Например, успешная строительная компания однажды сталкивается с тем, что при наборе её названия в поисковиках выходят ссылки на то, что она банкрот. Ссылки на позитивные публикации в Forbes оказываются на третьей странице поисковика, а «компрометирующие» публикации выходят на первой. Это результат работы чёрного SERM.
Методы защиты
-
Можно попытаться нанять белых специалистов по SERM. Но нужно помнить о том, что вывести негативные ссылки в поисковых запросах стоит в разы дешевле, чем поднять позитив. Вам придётся поднять 20 положительных ссылок на каждую негативную.
-
Второй вариант — использовать службы техподдержки поисковиков, Роскомнадзор, «право на забвение». Здесь тоже есть нюанс. Во-первых, свободу слова никто не отменял, и нужно иметь серьёзные аргументы для удаления отрицательной информации. А кроме этого, придётся потратить минимум полгода на судебные разбирательства, исход которых не очевиден, и месяца 3–4 — на реакцию надзорного ведомства.
Когда-то размещением компромата промышляли люди, действительно имевшие доступ к уголовным делам, располагавшие определённой информацией на того или иного представителя бизнеса. Сегодня же этим занимаются в основном владельцы пучков специализированных СМИ и телеграм-каналов. Все эти люди в большинстве случаев работают с общедоступной информацией и не могут шантажировать чем-то серьёзным. Компромат становится уже не таким угрожающим. Особенно если соблюдать цифровую гигиену.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com