secretmag.ru
Выживание11 мин.

«У нас всё хорошо. Денег нет». Жители российских моногородов — о санкциях, сокращениях и заработках на заводах

Прямо или косвенно от санкций пострадали более половины российских моногородов — так называют поселения, организованные вокруг крупного предприятия. С начала года градообразующие заводы начали снижать объёмы производства, сокращать сотрудников. Легко ли им найти новую работу? Какие настроения преобладают в таких населённых пунктах? Чтобы выяснить это, «Секрет» поговорил с жителями пяти моногородов. Картина получилась неоднородная и неоднозначная.

В России 321 моногород. В них проживает 12,7 млн человек (8,7% населения РФ). В начале августа аналитики Центра стратегических разработок (ЦСР) подсчитали, что введённые недружественными странами в отношении России санкции напрямую затронули 134 градообразующих предприятия, где заняты порядка 551 000 человек. Ещё 38 моногородов пострадали косвенно.

При этом аналитики отметили, что к июню существенное ухудшение ситуации удалось зафиксировать лишь в 16 таких точках на карте страны. Наиболее тяжёлая обстановка сложилась в области металлургии, деревообработки и машиностроения. Это связано с запретом экспорта продукции в ряд стран, а также ограничением на ввоз необходимого для работы и модернизации оборудования.

Эти и другие проблемы привели к сокращению производства на предприятиях в ряде моногородов. Так, Магнитогорский металлургический комбинат ещё весной снизил производство чугуна на 40%, остановив две из восьми доменных печей. А расположенный в Череповце завод «Северсталь» собирался снизить объёмы производства на 20–40%.

Отрасль транспортного и специального машиностроения, пострадала, в частности, из-за ухода из страны иностранных предприятий, которые участвовали в сборке кабин и двигателей. Неблагоприятная ситуация также сложилась на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти, который в марте лишился покровительства французского Renault, а также столкнулся с перебоями поставок деталей из-за рубежа.

Что говорят люди из этих и других моногородов?

Тихвин (Ленинградская область): «Тревожности уже нет»

  • Население: 57 000 человек.
  • Градообразующее предприятие: Тихвинский вагоностроительный завод.
  • Что происходит на предприятии: в мае завод, на котором трудятся около 7000 жителей, объявил, что уходит в простой. Вместе с ним деятельность приостановило ещё одно крупное предприятие города «Икеа Индастри Тихвин». Оно обеспечивало порядка 1000 рабочих мест. Как известно, компания ушла из России. Тихвинский завод заработает вполсилы 1 сентября. Это необходимо для дальнейшей продажи завода. Его закрытие было бы огромной проблемой для города, говорил мэр Тихвина Александр Лазоревич.

Александр Илларионов, организатор профсоюза «Икеа Индастри Тихвин»:

— Оба предприятия летом стояли в простое. На вагоностроительном заводе часть производства запустили, но оно не полностью обеспечивает себя деталями. На нашем заводе пока продолжат работу 500 человек. В основном остались те, кто хотел. Хотя многие были недовольны: они хотели получить несколько окладов и уйти, но им не предложили.

Ни руководство IKEA, ни администрация города слово «сокращение» не употребляют. Оптимизирование. И договоры по .

Многие тихвинцы сдают свои квартиры приезжим вахтовикам, которые устроились на вагоностроительный, а сами уехали в Питер. Поэтому те, кто получил 400 000 рублей (компенсация по соглашению сторон. — прим. «Секрета») и закрыли кредиты, уехали. У кого кредиты не закрыты, тому деваться некуда. Сидят на месте ровно.

В самом городке, если вагонка не откроется полностью, будет напряжённо. Когда всё было хорошо, многие работники совершали рокировки: что-то не понравилось в IKEA — пошёл на вагонку, не понравилось на вагонке — пошёл в IKEA. Сейчас такого точно не будет.

Но в целом тревожности, как летом, уже нет, народ подуспокоился.

Елабуга (Татарстан): «На "зоне" много рабочих мест»

Любовь Филатова, ведущий HR-менеджер «Елабужского аккумуляторного завода»

— Все рабочие места в Елабуге можно поделить на две категории. Первая — в самом городе. Это в основном женские вакансии: медсёстры, воспитатели, учителя, продавщицы и т. д. Зарплаты невысокие — около 20 000–25 000 рублей. Мужчины могут зарабатывать до 30 000 рублей на молочном заводе или мясокомбинате.

Рядом с городом есть (ОЭЗ) «Елабуга». Там находятся около 40 предприятий, включая наш завод и автомобильное производство. Почти все работоспособные мужчины нашего города трудятся там, потому что заработки выше: средняя зарплата около 35 000–40 000 рублей.

На «зоне», как мы её зовём, очень много рабочих мест и катастрофическая нехватка людей. На каждом заводе порядка 30–50 вакансий. У меня сейчас открыто 56 вакансий на заводе при численности 200 человек.

Из-за санкций пострадал не только автозавод, но и ещё несколько предприятий. Порядка трёх-четырёх. Там были сокращения, но не массовые.

Мы ждали, что наконец-то сейчас к нам поплывут люди, но этого не случилось. Дело в том, что людей отправляют в . Им неплохо платят, потому что надеются как-то перепрофилироваться или продаться и продолжить работу.

Так что люди благополучно сидят на «Форд Соллерсе» и получают свою неплохую среднюю зарплату. А тем, кого сокращают, дают очень хороший , и они могут порядка полугода не работать и находиться в поисках. Вакансий в ОЭЗ очень много, и все те люди, которых сократили, в любом случае обязательно найдут работу.

На бирже труда же стоят в основном люди, которые не хотят работать. Часто это просто алкоголики. По направлениям из центра занятости я за все время своей работы приняла только одного человека. Они приходят и говорят: «Мы не хотим работать. Напишите мне в направлении, что я вам не подошёл, и всё».

С другой стороны, если человек хочет заработать больше 45 000 рублей, то он должен перерабатывать, причём сильно. Подработки — пожалуйста, берите, но в условиях вредности, 12-часового рабочего дня в душном цехе график практически невыносим.

В то же время многие заводы имеют хорошую репутацию и создают для своих сотрудников идеальные условия: это и ДМС, это и премии хорошие, квартальные, годовые. На одном даже платят по 100 000 рублей премии, но туда тяжело попасть.

В общем, если человек согласен работать за 30 000–35 000 рублей, он 100% найдёт работу в Елабуге. Речь про мужчин — с женщинами сложнее.

Рабочих вакансий мало. И зарплата не такая большая, поэтому в основном, конечно, женщина надеется всегда на мужчину, который пойдёт работать на какой-нибудь тяжёлый завод, будет кидать аккумуляторы целый день и в итоге принесёт ей домой 40 000 рублей.

Как мы воспринимаем всю эту ситуацию? У нас менталитет — мы же Татарстан, к тому же Елабуга. Мы пляшем, поём, радуемся жизни, смотрим с надеждой в светлое будущее, всё у нас хорошо, всё красиво. Денег нет, ни на что не хватает. Большинство населения города у нас сидит в ипотеках и в автокредитах. Хотя, наверное, такая ситуация сейчас везде.

Магнитогорск (Челябинская область): «Настроения в городе упаднические»

  • Население: 414 000 человек.
  • Градообразующее предприятие: «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК).
  • Что происходит на предприятии: экспорт прекратился почти полностью, завод попал под жёсткие американские санкции. В июне председатель совета директоров ММК Виктор Рашников заявил, что из-за повышения курса рубля и введенного акциза на жидкую сталь рентабельность производства снизилась до минимума.

Фёдор Мальков (имя изменено), сотрудник экономического блока ММК

— На предприятиях группы ММК трудятся около 50 000 человек из 200 000 трудоспособного населения города. На самом комбинате — 19 000 работников.

Отгрузка ММК в летние месяцы составляла в районе 800 000 т в месяц при мощности 1 млн т. Так что экономические потери есть, но они не критичны. И ещё: 80% продукции ММК продаётся по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой пулу из 15–20 стратегических покупателей. Их список утверждается ежегодно.

ММК в последние 15 лет последовательно снижал долю экспорта и наращивал поставки на внутренний рынок. Это связано с тем, что маржинальность на экспорте ниже, чем у поставок на внутренний рынок. Внутри России цены на металлопрокат выше, чем в Азии и на Ближнем Востоке (основные рынки сбыта). Почему — догадайтесь сами. ФАС много лет ничего с этим поделать не может.

Массовых сокращений нет. По законодательству, массовым сокращением считается увольнение 500 работников в течение 3 месяцев. ММК постепенно сокращает места с осени 2008 года. Этот процесс не зависит от текущей конъюнктуры рынков, он долгосрочный.

Потерявшим работу на комбинате найти работу в городе легко. Но найти работу с таким же заработком — чрезвычайно трудно. Например, электромонтёр с небольшим опытом работы получает на ММК 50 000 рублей. В дочернем обществе группы ММК он же будет получать 40 000 рублей (в «дочках» другая тарифная сетка). У муниципального перевозчика он будет получать уже 25 000 рублей (в каждом трамвае висят объявления).

Остальные работодатели города альтруизмом тоже не страдают и крутятся в этой вилке: хочешь хорошего электромонтёра — плати 40 000–50 000 рублей, хочешь экономить — выставляй зарплату 25 000–30 000. И так по всем профессиям.

За последние годы в городе не открываются новые производства, зато в окрестностях запущено предприятие с двумя сотнями рабочих мест — завод строительных смесей «Ласселсбергер» (Австрия), открывал его лично Владимир Путин.

Поясню. Город граничит с республикой Башкортостан. На башкирской стороне границы есть несколько крупных сёл, по сути, это спутники Магнитогорска. Так вот, инвесторы предпочли построить завод там, а не в Магнитогорске. Работников, естественно, завозят из города служебными автобусами, в сёлах нужных специалистов нет по определению. Кстати, зарплаты там выше. Но и «ковыряются» в людях они дотошно.

В целом настроения в городе упаднические начиная с 2008 года. Все понимают, что экономические перспективы города завязаны на одно предприятие, а устроиться туда всё сложнее с каждым годом. Отчасти «спасает» демографический кризис. Кто может, уезжает в Москву и Питер, Челябинск и Екатеринбург.

Тольятти (Самарская область): «Даже без работы получаем деньги»

  • Население: 718 000 человек.
  • Градообразующее предприятие: «АвтоВАЗ».
  • Что происходит на предприятии: с 15 августа автосборочный комплекс «АвтоВАЗа», работавший с июня в режиме четырёхдневной недели из-за недостатка комплектующих, перешёл на пятидневку. С конца августа до конца ноября все три сборочные линии будут работать шесть дней в неделю.

Светлана Васильева (имя изменено), маляр на «АвтоВАЗе»:

— Санкции, конечно, затронули наше предприятие. В0 (сборочная линия, с которой сходили Lada XRay и Largus. — прим. «Секрета») работала на французов. Французы от нас ушли. Зато к нам пришёл (глава «АвтоВАЗа» Максим) Соколов, и в целом ситуация на предприятии, можно сказать, имеет не то что положительную динамику, но ближе к этому.

Во-первых, мы, даже находясь без работы, получаем деньги — две третьих от средней заработной платы. Во-вторых, на заводе провели ротацию: незанятых людей с В0 перенаправили на другие линии, где собирают Lada Granta и Lada Niva. Также часть людей заняли хозработами.

Также мы можем проходить разного рода обучение по господдержке. За это нам будут платить. Мастеров как руководителей обучают по их направлениям, продвигают, с ними работают психологи. Для рабочих есть «школа», где можно отточить навыки.

Однозначно, о сокращениях речи не идёт. Я работаю на «АвтоВАЗе» с 2012 года, в октябре будет ровно 10 лет. Опасаюсь ли сокращений? Нет, абсолютно. Даже если это случится, если я наберу в поисковике «потребность маляров в городе Тольятти», я думаю, что выйдет 1001 вакансия, и я смогу спокойно откликнуться. Уверена, что меня возьмут просто с распростёртыми объятьями.

В целом пока руководство сделало всё возможное, чтобы удержать предприятие на плаву.

Камешково (Владимирская область): «Проблема с бедностью не вчера возникла»

  • Население: 12 000 человек.
  • Градообразующее предприятие: завод по производству напольных покрытий «Ютекс».
  • Что происходит на предприятии: в апреле сообщалось, что завод испытывает перебои с сырьём, но останавливать производство не намерен. Кроме того, в городе и окрестностях работают механический, машиностроительный и колбасный заводы.

Мария Степанова (имя изменено), пенсионерка:

— Ни одно предприятие из-за санкций не закрыто. Были проблемы на «Ютексе» со сбытом, потому что у них много заказов шло через Украину, но основная линия продолжала работать, сейчас снова работают обе. Ищут замену импортным составляющим. Точнее, уже нашли в России, но качество не всегда удовлетворяет, поэтому поиск продолжается.

На «Вояже» (машиностроительный завод в пригороде Камешкова. — прим. «Секрета») тоже решали проблему с импортозамещением, но там доля была незначительна. КаМЗ (другой машиностроительный завод. — прим. «Секрета») работает только с российскими поставщиками. Рабочих нигде не сокращали, наоборот, есть вакантные места везде, кроме «Боско» (завод по производству колбасных изделий. — прим. «Секрета»). Там штат укомплектован, обучен, уходить никто не собирается.

Сказать, что проблемы с пьянством из-за кризиса и санкций, — просто смешно. Кто пил до кризиса, пьёт и сейчас. На них ничего не действует. Проблема с бедностью тоже не вчера возникла. Сравните зарплату на наших предприятиях и в Москве. Ссылки на то, что в Москве жизнь дороже, яйца выеденного не стоят.

Мне вот не хватает пенсии. Цены практически на всё повысились в два-три раза, а где-то и больше. И плюс ко всему два раза в год увеличивается оплата ЖКХ.

По-моему, такая ситуация не только в моногородах. У нас ещё всё же лучше, чем в сельской местности, где нет работы, детских садов, ФАПов. Про школы вообще молчу. Вся надежда только на личное хозяйство, а каждый ли может его поднять на доходный уровень? Да стоит ли, если налоги, да еще без конца то птичий грипп, то свиной, то чума, то бешенство.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Moggy Amrani,Anne Nygård