secretmag.ru
Выживание6 мин.

Маркировка на каждый чих: эксперты объяснили, как безобидный отзыв в чатах и соцсетях может обернуться штрафом за рекламу

Юристы объяснили, в каких случаях частный отзыв и дружеская рекомендация потребует маркировки рекламы. Закон о маркировке рекламы действует с 2022 года, но до сих пор многие интернет-пользователи и не подозревают, что он их касается самым непосредственным образом. Безобидный отзыв или рекомендация у себя на страничке или даже в частном чате может обернуться штрафом от Роскомнадзора или ФАС, если регулятор посчитает, что вы переборщили с рекламой. Ситуацию не спасёт ни отсутствие каких-либо платежей за вашу «нативочку», ни незнание закона. Эксперты рассказали «Секрету», как быть и что нужно учитывать, чтобы неожиданно не оказаться злостным нарушителем.

Контекст: что такое маркировка рекламы и из чего она состоит

Маркировка рекламы — это когда мы к рекламному объявлению добавляем информацию, что это реклама, а также данные рекламодателя и уникальный код, который называется токен или id.

То есть каждое объявление (пост, сторис, баннер и пр.) должны содержать:

  • слово «реклама», «рекламное объявление» или синоним;
  • информацию о рекламодателе: название для юрлиц или ФИО для физлиц, можно ссылку на сайт;
  • ИНН рекламодателя;
  • специальный код (токен), который нужно получить у оператора рекламных данных (ОРД).

Роскомнадзор утвердил семь операторов:

  • «Лаборатория разработки» (Сбер);
  • «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс);
  • «ВК Рекламные Технологии» (VK);
  • «ОЗОН ОРД» (Озон);
  • «МедиаСкаут» (МТС);
  • «Первый ОРД» (Вымпелком);
  • «ОРД-А» (Амбердата).

С помощью ОРД можно получить идентификатор для рекламного поста.

Как получить рекламный токен для маркировки

Раз в месяц нужно подать отчёты об этих постах в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Если это был обычный пост, без платной рекламы, то в отчётах нужно указывать количество просмотров.

И это касается не только организаций, но и физических лиц.

То есть если вы хотите в своём блоге «ВКонтакте» порекомендовать подписчикам купить какую-то книгу, которая вам понравилась, или сходить на бесплатный вебинар — ваш пост могут признать рекламой. И если на ней не будет маркировки, ждите штраф.

Какие штрафы полагаются за рекламу без маркировки

Что нужно маркировать

  • Посты, сторис, рилс во всех социальных соцсетях.

В том числе в Facebookи Instagram (соцсети принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России).

  • Видео — при этом неважно, это ролик в соцсети, на YouTube или другой платформе.

  • Сообщения в чатах и на форумах, если их можно посчитать рекламными.

  • Рекламные рассылки в WhatsApp, Telegram и других мессенджерах.

  • Рекламу на сайтах (в том числе баннеры).

Какие посты могут посчитать рекламой

Если мы пишем о чужих товарах или услугах, то граница между дружеской рекомендацией и рекламой очень тонкая. Даже если здравый смысл подсказывает, что хвалить и рекомендовать что-то в кругу друзей — абсолютно нормальная практика, тем более что вы за это не получаете никаких денег и других бенефитов. Но регулятор может посчитать иначе.

Написанный от души отзыв может быть признан рекламой, если вы слишком эмоционально хвалите кого-то, указали эксперты. И почти наверняка его признают рекламой, если помимо восхвалений добавить ссылку на продавца/поставщика услуги или магазин.

Вот несколько примеров, когда пост должен быть помечен как реклама:

  • Рекламный пост. Если пост привлекает внимание к какому-то товару или услуге, выделяется на фоне других постов и направлен на продвижение.

В общих чертах: посты на личных страницах, если не формируют интерес и представляют собой личное мнение или отношение к товару или услуге, — это не реклама.

Но. Если в таком посте будет чрезмерно подробное описание товара и его достоинств, призыв к покупке, то это могут признать рекламой.

Отталкиваемся от формата. Если вам что-то понравилось, об этом не стоит писать слишком эмоционально, слишком восторженно и при этом активно призывать к покупке.

Алёна Ива
юрист
  • Платное сотрудничество. Бренд или компания платит за упоминание товара или услуги.

  • Бартер. Когда блогер получает товары и услуги бесплатно в обмен на их обзор или упоминание.

  • Партнёрские ссылки. Когда в посте используются ссылки, приносящие автору комиссионное вознаграждение от продаж. При этом популярные реферальные ссылки и коды от разных сервисов, которыми можно поделиться с другом, чтобы обоим получить бонус за приведённого пользователя, 100% попадают под это определение.

К сожалению, реферальная ссылка внутри сообщения однозначно делает его рекламным, потому что обещает определённые выгоды от приобретения продукта, т. е. привлекает к нему внимание. А направленность на привлечение внимания — один из признаков рекламы.

Светлана Теплякова
юрист
  • Промокоды. Когда автор поста предлагает читателям промокод на скидку и рассказывает, где приобрести товар.

Если в отзыве присутствуют сведения, направленные на формирование интереса к товару или его продвижение на рынке (например, за счёт очень подробного описания товара или его достоинств, призывов к покупке), вполне вероятно, что такой отзыв будет считаться рекламой и подлежать маркировке.

В этом случае неважно, что отзыв будет публиковаться «без оплаты» от рекламодателя (возмездность — не обязательный признак рекламы).

Светлана Теплякова

Какие посты в интернете можно не маркировать

Разумеется, не всё, что мы пишем в интернете, нужно маркировать. Давайте разбираться.

  • Обзоры. Если вы пишете обзор на несколько товаров, книг, фильмов и пр., не выделяя один из них как самый лучший.

Рекомендации и отзывы по любви на сегодня в зоне риска, потому что могут быть признаны рекламой, даже если нам никто за это не заплатил. Можно этого избежать, если не писать рекомендацию по одному товару/услуге, а использовать формат обзоров, внутри которых не выделяется какая-то конкретная услуга/товар.

Алёна Ива
  • Отзывы с достоинствами и недостатками. Если вы рассказываете не только о том, что вам понравилось, но и о минусах, — это уже не реклама.

Избегайте излишне подробного описания товара (и, конечно, призывов к покупке или контактов продавца). Описывайте не только то, что в нём понравилось, но и то, что, например, не понравилось. Чтобы это было действительно ваше мнение о товаре, со всеми его достоинствами и недостатками.

Светлана Теплякова
  • Анонсы ваших собственных услуг и товаров. Если вы рассказываете о своей работе и делаете это регулярно, в одном стиле, не подчёркивая что-то одно, то это информирование о вашей деятельности. Такие посты не считаются рекламой, даже если в них есть ссылки, предложения что-то купить, цены или скидки.

Но важно, чтобы все посты были в едином стиле. Если какой-то один пост вы сильно выделяете с помощью шрифтов, изображений, смайликов или подачи информации, — его также могут счесть рекламой.

Что делать, если ваш пост посчитали рекламой

Есть две организации, которые имеют право сказать, что ваш пост — реклама, и выписать штраф. Это Роскомнадзор и ФАС.

Роскомнадзор устраивает выборочные проверки в интернете, и обе эти организации реагируют на обращения граждан с жалобами на рекламу.

Если вам прилетело предупреждение о штрафе, у вас будет возможность опротестовать обвинение. Но сделать это на практике довольно сложно.

Доказывать придётся не тот факт, что за пост никто не платил, потому что платность — это не критерий рекламы. Вероятнее всего, придётся либо согласиться и сводить наказание к назначению предупреждения, либо доказывать, что в посте нет признаков рекламы.

Алёна Ива

Несмотря на то, что у рекламы есть описанные выше критерии, они достаточно субъективны. Если вы не уверены, что ваш пост не сочтут рекламой, — надёжнее будет его промаркировать.

Доказывать, что отзыв не реклама, надо, ссылаясь на то, что это просто ваше личное мнение и пост не был направлен на формирование интереса к товару или его продвижение на рынке.

Это очень субъективно. Ваша оценка отзыва (формирует ли он интерес к товару или нет) вполне может отличаться от мнения сотрудника Федеральной антимонопольной службы.

Поэтому обязательно учитывайте это сразу, публикуя отзывы.

Светлана Теплякова

И самое неприятное: те посты, которые вы размещали до появления закона о рекламе, также могут стать причиной штрафа.

Всё, что было когда-то размещено вами в интернете (если даже потом вы это удалили), может стать предметом изучения проверяющих органов. Будьте внимательны к любому публикуемому контенту.

Светлана Теплякова

Так что если вы часто кого-то хвалите и рекомендуете, лучше просмотрите свои соцсети свежим взглядом.