secretmag.ru
Выживание8 мин.

Европа устроила транспортную блокаду Калининграда. Что происходит и к чему всё идет

Литва закрыла транзит санкционных товаров в Калининградскую область. В ответ секретарь Совбеза РФ пригрозил ответными мерами, которые «окажут серьёзное влияние на население Литвы». В то же время жители российского региона уже готовятся к изменениям, закупаясь «кризисными» товарами. Рассказываем, почему транзит стал камнем преткновения между странами и в какую копеечку могут обойтись перевозки товаров в обход Литвы.

Калининградская область — это российский полуэксклав, территория, которая напрямую не граничит с РФ (но имеет выход к нейтральным водам). По сухопутной границе добраться до Калининграда можно, . В таком случае для грузов применяют особые правила таможенного оформления, обозначенные в отдельном соглашении России и Евросоюза (от 2002 года).

Доставка грузов из «материковой» России в Калининградскую область ж/д транспортом была делом сравнительно простым и обыденным. Но только до 17 июня — тогда литовские железные дороги уведомили российских коллег, что с 00:00 18 июня они остановят транзит санкционных товаров из РФ в область и в обратном направлении. Калининградский губернатор Антон Алиханов заявил, что запрет транзита через Литву коснулся от 40 до 50% всех наименований.

В 2021 году 50% грузов доставляли в область по железной дороге, 40% — по морю, Остальное пришлось на авто и самолёты.

Спустя три дня стало известно, какие именно товары вошли в список «запрещёнки». Перечень насчитывает более 60 страниц, в него в том числе попали:

  • Металлопродукция, арматура, сварные трубы.
  • Товары для авиационной и космической промышленности.
  • Технологические установки для сжижения природного газа.
  • Сигары.
  • Парфюмерия.
  • Фаянсовая, керамическая или каменная посуда.
  • Бытовая техника дороже €750.
  • Звукозаписывающая аппаратура (дороже €1000) и музыкальные инструменты (дороже €1500).

Литовская сторона указала, что не вводила никаких дополнительных ограничений, а только «последовательно применила санкции ЕС». При этом отметили, что «сухопутный транзит между Калининградской областью и другими регионами России не остановлен и не заблокирован, транзит пассажиров и грузов, не попавших под санкции ЕС, продолжается».

Следом стало известно, что к ограничениям по железнодорожному транспорту добавили и запрет на провоз санкционки грузовиками. 21 июня литовская таможня начала разворачивать российские грузовики на границе. Из-за этого там образовалась пробка из грузовых автопоездов.

Как на ограничения отреагировали власти?

Действия Литвы в России ожидаемо осудили.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал «беспрецедентным и незаконным» решение Литвы о транспортной блокаде Калининграда. Сенатор Андрей Клишас счёл действия Литвы нарушением российского суверенитета России и намекнул, что это «может являться основанием для очень жёстких и абсолютно законных действий со стороны России».

«Евросоюз, если он незамедлительно не исправит наглую выходку Вильнюса, сам же дезавуирует для нас легитимность всех документов о членстве Литвы в ЕС и развяжет руки для решения созданной Литвой проблемы калининградского транзита ЛЮБЫМИ избранными нами способами. <…> Что же до НАТО, то и туда Литву взяли в 2004-м с учётом проблемы калининградского транзита. Таким образом, недопустимое поведение Вильнюса теперь ставит под удар весь этот военно-политический блок, который де-юре начинает руками одного из своих стран-членов неприемлемую блокаду субъекта РФ. Последнюю можно оценить как прямую агрессию в отношении России буквально вынуждающую нас безотлагательно прибегнуть к должной самозащите», — высказался сенатор Андрей Климов.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что запрет на железнодорожный транзит в Калининград Литвой — ситуация неприятная, но решаемая. Глава региона попросил жителей не впадать в панику из-за ограничений со стороны Литвы и не скупать товары у перекупщиков. На фоне новостей о запрете транзита продажи сахара, по словам чиновника, выросли в 8 раз, подскочил и спрос на дефицитный цемент.

«С того момента как Литва заявила об ограничении транзита ряда товаров, в основном строительных материалов, на калининградском рынке появился риск дефицита, что чревато очередным подъёмом цен на них в регионе. Поэтому калининградцы (из тех, кто планировал или ведет стройку/ремонт) уже сейчас начали экстренно закупать стройматериалы впрок», — пояснил руководитель транспортной компании «Байкал-Сервис» в Калининграде Виктор Ерощенко.

Алиханов добавил, что для доставки грузов в Калининградскую область задействуют международный аэропорт Храброво и паромную линию Балтийск — Усть-Луга, которую будет обслуживать грузовой паром.

Запрет транзита ударит по обеим сторонам?

Любая страна, которая разрешает транзит грузов через свою территорию, получает доход от таможенных пошлин, пользование автомагистралями и прочие коммерческие выгоды.

«Отказ Литвы от транзита — очередной выстрел в сторону России через "свою ногу", так как гарантирует взаимные потери доходов. Россия может заместить транзит другими путями, в первую очередь водным транспортом. Однако российский флот необходимо оснастить дополнительными кораблями, что займёт определённое время (об этом — ниже. — Прим. "Секрета"). Но в таком случае Литва может столкнуться с тем, что после снятия санкционных ограничений транспортный поток не вернётся на прежний уровень», — сказал «Секрету» Тимофей Мазурчук, к. э. н. экономического факультета РУДН.

Аналогичным примером Мазурчук назвал ограничения СССР на поставку грузов через территорию ГДР в западный Берлин. «Советский Союз оказывал давление на США и ФРГ, запрещая транзит грузов и полёты до Западного сектора. В конечном счёте это не привело стороны к выгоде, и через несколько месяцев подобных ограничений были созданы новые специальные транзитные зоны для грузового транспорта», — резюмировал он.

Сейчас история может повториться — или в противном случае Литва потеряет доходы от транзита, когда Россия вынужденно найдёт альтернативные пути.

Как можно обойти запрет?

Основной грузопоток с территории стран ЕС, включая транзит через Польшу, на территорию Калининградской области давно ограничен, опять-таки речь идёт не о закрытии пограничных переходов, а о расширении списка групп товаров, которые запрещено вывозить, уточнил Виктор Ерощенко.

Сейчас, когда ж/д и автоперевозки оказались «под замком», калининградские власти делают ставку на паромные перевозки. «Будем обращаться к федеральному центру по вопросу субсидирования перевозок по линии Усть-Луга (Ленинградская область) — Балтийск (Калининградская область), потому что стоимость логистики возрастёт», — сказал Алиханов.

В зависимости от груза и маршрута транспортные издержки могут вырасти до 18%, полагает президент научного исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.

Измениться могут и маршруты поставок товаров, которые не попали под санкции. Их планируют перегрузить на поезда, а освободившиеся «слоты» на паромах — отдать под санкционку.

«Транспортники наши понимают, как перераспределить эти потоки, как загрузить паромную линию. Уже подобрали все суда», — сказал Алиханов.

Впрочем, у экспертов есть сомнения в том, что объём, который следовал по железнодорожному пути, удастся просто заместить морским.

Сейчас из порта Усть-Луга в порт Балтийска ходит один контейнеровоз, который вмещает порядка 30–40 груженых фур (если считать, что в среднем фура перевозит 20 т, то объём до 800 т), сказал гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. А в месяц по железной дороге проходило 100 поездов, в каждом из которых в среднем 50 вагонов, а грузовместимость одного — порядка 60 т, добавил эксперт. То есть около 3000 т суммарно.

В запасе есть ещё три парома. «Но их будет недостаточно для перевозки грузов по морю. Можно предположить, что тогда в Усть-Луге будет логистический апокалипсис, так как тогда санкционные грузы будут ждать своей отправки месяцами», — сказал Виктор Ерощенко.

Что говорит бизнес

Обойти транзит с помощью паромов возможно, однако их количества недостаточно для того, чтобы в полной мере избежать трудностей. Необходимо как минимум 10–15 паромов для того, чтобы начать поставку необходимого сырья. Нарастить их количество в ближайшее время будет крайне сложно за счёт того, что в России производство таких паромов развито не так активно, а закупка в данный момент возможна только у Китая.

Для нас перевозка сырья может существенно вырасти в цене. Рассматривали вариант авиадоставки, однако сейчас он очень дорогой и существенно ограничен. Это не самая главная проблема, так как стоимость всегда можно компенсировать государственными программами именно с целью поддержки Калининграда. Здесь важны мощности по перевозке, которых у нас нет.

Владимир Красовский
директор компании «Удачная мебель» (производство в Калининграде)

С марта 2022 года наши клиенты — грузовые и пассажирские перевозчики — начали ощущать сложности в организации международных перевозок. В апреле вступили в силу ограничения сообщения между Россией и ЕС, и подвижной состав переориентировался на перевозки между Калининградской областью и остальной частью России транзитом через Литву. Это вызвало у перевозчиков большую конкуренцию за груз на этом направлении. К концу мая часть наших клиентов решили продать часть подвижного состава (по моей оценке, до 10% парка выставлено на продажу).

Николай Харитошкин
руководитель научно-образовательного центра развития транспорта и коммуникаций ООО «ЮНИКОМ Запад» (консультирует транспортные предприятия Калининградского региона).

Что в итоге (на данный момент)

Власти со своей стороны делают всё возможное, чтобы не допустить коллапса. Губернатор Калининградской области заявил, что увеличит количество паромов из Санкт-Петербурга в Калининград (с 25 июня на один и далее — на пять-шесть судов). Причём если ранее использовались порты Усть-Луга — Балтийск, то новые паромы будут выходить непосредственно из порта Санкт-Петербург и прибывать в Калининградский морской порт.

Параллельно идут переговоры с Литвой.

«Понимая нынешнюю политическую ситуацию, процесс, во-первых, небыстрый, во-вторых, механизмы для его решения есть. Что касается литовской стороны, разумеется, ни одно ограничение в экономике "соседей" не может и на ней не сказаться. После того как эмоции пройдут и придёт время считать деньги, может выясниться, что всё это не способствовало увеличению благосостояния Литвы и её граждан», — резюмировал Ерощенко.

При этом международные соглашения, которые гарантируют свободный проход грузов транзитом в Калининград, всё ещё действуют. По крайней мере на момент написания этой статьи. Поэтому опрошенные «Секретом» эксперты не исключают, что на данном этапе развития конфликт вполне может разрешиться дипломатическим путём.

Но, готовясь к худшему, российская сторона уже начала разрабатывать чувствительный ответ на блокаду.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash