Россияне до сих пор живут в разваливающихся домах времён Наполеона. Исследование «Секрета» об аварийках
Каково это — жить в аварийном доме? «Секрет» побеседовал с жителем аварийки 1934 года. Он 25 лет прожил в трёшке в старом деревянном доме в Алтайском крае, но так и не дождался расселения, продал квартиру и уехал в Москву.
Двухэтажный, два подъезда, две квартиры на этаж. Сейчас такие дома на улице мне кажутся сараями, однако в детстве для меня это был просто дом, где я жил с родителями, и там было вполне себе уютно.
Но были нюансы:
- Канализации у нас не было: туалет был похож на большую кладовку с соленьями, в конце которой располагалась Чёрная Дыра. Мечта Хокинга прямо.
- Горячей воды тоже не было, поэтому традиционное летнее отключение горячей воды с сопутствующими ковшиками и тазиками у нас было круглый год.
- Центрального газоснабжения не было: дома стоял газовый баллон.
- Телефона довольно долго не было, однако на фоне всего остального это было уже не очень важно.
Интересно, что это была одновременно и окраина города, и 15 минут пешком до центра, такой вот парадокс. Кроме того, рядом располагалась железная дорога с товарными поездами, поэтому риэлтор вполне бы мог написать «отличная транспортная доступность».
Продавать квартиру было непросто, на это ушло больше полугода. Арсений даже не рассчитывал на аналогичную просторную трёшку — пределом мечтаний была хотя бы приличная однушка без доплат или с минимальной доплатой. В итоге нашлась семья, которой нужна была именно трёшка, а денег хватало только на квартиру в аварийке.
В старых деревянных домах, как у Арсения, продолжают жить и ждать расселения почти 276 000 россиян. Самые старые из этих зданий построены в XIX веке.
Средний возраст аварийного и нерасселённого деревянного дома — 93 года (т. е. средний год постройки — 1929-й).
Почему люди продолжают жить в аварийных домах?
Собственная квартира — мечта любого россиянина. Правда, по большей части сложно достижимая. Жителям регионов не хватит и жизни, чтобы накопить на своё жильё, показало наше исследование.
Такая недоступность жилья — одна из причин того, что люди продолжают держаться за аварийные квадратные метры. Даже если условия ужасающие. Без санузлов, горячей воды и с буквально падающими на голову потолками.
Держатся за трущобы и местные власти. Дома, непригодные для жизни, часто не признают аварийными. Но проблемы есть и с теми, что уже получили этот статус. Зачастую на снос зданий и расселение их жителей просто не хватает денег.
Порой власти не готовы платить собственникам авариек компенсацию по рынку и выселяют их на улицу с меньшей суммой, а те, судясь за свои кровные, доходят до Верховного суда.
Резкие скачки цен на недвижимость не дают купить что-то на замену, а жители десятки лет с угрозой для собственной жизни ждут безопасного нового жилья.
Власти знают о проблеме. Она давняя. В сентябре 2021 года Владимир Путин просил ускорить расселение россиян из аварийного жилья. Глава государства тогда призвал власти быстрее вытащить людей из трущоб.
30 ноября 2022-го президент вновь привлёк внимание к этому вопросу. Но трущобы наступают быстрее, чем власти успевают вызволять жителей из аварийного жилья.
Аварийки в России ежегодно прирастают на 2 млн кв. м, подсчитал вице-премьер Марат Хуснуллин.
По большей части показатель растёт за счёт ветхих домов, которые не были признаны аварийными. А значит, их жители не имеют права на расселение или денежную компенсацию. При этом эксперты не исключают, что статистика ветхого жилья может быть примерно в три раза больше, чем аварийного.
Ветхое жильё — это то, что вот-вот станет аварийным, но когда именно — не очень ясно. По закону у ветхого здания несущие конструкции износились как минимум на 65% (если оно из дерева) или на 70% (если кирпичное). Но вот риска, что дом вот-вот развалится, как с аварийками, тут нет. А значит, жителей такого дома, даже если он старый и с трещинами в стенах, можно и не расселять.
Аварийки наступают
На сегодня в реестре нерасселённого аварийного жилья числится почти 80 000 домов, следует из данных государственного портала «Реформа ЖКХ«. Их жители — 1,4 млн человек. Это как целый Екатеринбург.
Даты расселения некоторых домов запланированы на середину 2060-х.
© Что за данные? Их опубликовали на портале «Реформа ЖКХ» в разделе «Аварийный жилищный фонд по Российской Федерации», дата обновления — 23 октября 2022 года. Из датасета я выгрузила данные о том, сколько жителей авариек зарегистрировано в разных регионах — с поправкой на то, что дата их расселения не ранее 1 января 2023 года. Остальные, уже расселённые и снесённые, не вошли в датасет.
Среди рекордсменов по числу жителей авариек:
- Саха (Якутия): почти 82 000 жителей республики ждут расселения из авариек, всего таких домов более 4300;
- Пермский край: в ожидании расселения — более 71 000 жителей, всего домов — почти 3000;
- Архангельская область: расселить нужно как минимум 70 000 жителей, авариек — более 4400.
Расклад по самим аварийным домам несколько иной. Больше всего непригодного жилья в Карелии — почти 4900 домов. На втором и третьем месте расположились ранее упомянутые Архангельская область и Саха (Якутия).
Ниже — полный расклад по всем регионам.
200-летние дома и дореволюционное жильё
Статистика портала «Реформа ЖКХ» показала: большая часть аварийного жилья, обитатели которого ждут расселения, была построена в 1917 и 1958 годах. Может показаться, что это ошибка: кто же будет жить в разрушающемся доме, построенном во времена Октябрьской революции?
Однако ошибки тут нет. Почти 70 000 человек продолжают жить в домах, построенных в прошлом и даже позапрошлом столетии. Больше 36 000 человек — в домах 1917 года. Ещё 30 000 человек ждут расселения из домов, построенных с 1800 по 1916 год.
Некоторым жителям авариек придётся ждать расселения до середины 2060-х годов. И всё это время рисковать здоровьем и жизнью, ведь в таких домах в любой момент может обрушиться потолок или стены.
Несмотря на то что чиновники Минстроя рапортуют о расселении трущоб ускоренными темпами, ежегодно аварийными признают больше, чем расселяют (2,3 млн кв. м против 1,5).
Если всё продолжится в том же духе, то через 10 лет аварийными могут стать уже 24 млн кв. м жилья. Масштабы, конечно, не слишком понятные. Но если посчитать в привычных однокомнатных квартирах по 40 кв. м, то это будет... 600 000 разваливающихся однушек.
Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/M.T ElGassier, unsplash.com/Pavel Neznanov, pngwing.com