Грубость или хитрость? Почему сотрудники ФСБ порой бесцеремонно ведут себя с бизнесом
Что случилось в офисе компании
Инцидент произошёл 8 октября 2020 года. Как рассказали «Секрету» в пресс-службе «Аксиомы» (крупный оператор на миграционном рынке, помогает иностранцам в сложных ситуациях), посетитель не представился, но с порога «в агрессивной форме» потребовал генерального директора компании.
В ответ на вопросы о том, кто он и что ему нужно от руководства, мужчина предъявил удостоверение майора ФСБ, но причину своего визита не назвал. Убедившись, что гендиректора на месте нет, майор потребовал соединить с ним по телефону.
Оказалось, что посетитель принёс повестку на допрос. Но она была выписана на имя другого человека, не имеющего к компании никакого отношения, как утверждают в «Аксиоме». Имя действительного руководителя пришедший не знал. «Абсурдность ситуации в этот момент перевесила негатив и отчасти сгладила неприятное впечатление работников от инцидента. В итоге майор вручил повестку офис-менеджеру и удалился», — рассказали в пресс-службе.
Повестка оказалась официальной. Последующие попытки генерального директора компании выяснить у следователя, знает ли тот, кого и с какой целью вызывает на допрос, окончились «ссылками на некую "полученную свысока информацию" и "особый порядок дела"».
Пересказать содержание беседы «Секрету» в пресс-службе отказались, отметив лишь, что сотрудники ФСБ пришли «не в ту организацию».
По мнению представителей компании, инцидент раскрывает две стороны работы российских правоохранительных органов.
На первом плане — оперативник, не способный нормально общаться с гражданами. На втором плане — следователь, которого не беспокоят собственные недоработки. Он вполне уверен, что даже некорректно составленный документ запустит процесс и заставит людей «шевелиться». Создаётся впечатление, что следователь руководствуется не должностными инструкциями, а избранными произведениями Франца Кафки.
Возможно, это вовсе не хамство
Не исключено, что сотрудники ФСБ такими действиями специально провоцировали представителей компании, говорит адвокат-партнёр Paragraph Attorneys at Law Алексей Пичугин.
По его словам, нередко оперативники используют так называемый «триггер», чтобы вынудить конкретного человека совершить определённые действия в короткий промежуток времени. Так они пытаются выявить связи между предполагаемыми фигурантами уголовных дел.
Например, у оперативных сотрудников есть задача получить доказательства, что гражданин А является номинальным директором фирмы, а фактическим руководителем является гражданин Б.
Гражданину А с помпой, как в описываемом случае, вручается повестка, и тот на радость «прослушивающему персоналу» сразу жалуется гражданину Б звонком или при личной встрече, а последний даёт ему необходимые указания. Естественно, встреча и звонок фиксируются оперативными сотрудниками.
Сотрудники этой структуры, как правило, используют более дипломатичные методы ведения допросов и бесед (не путать с возможными последствиями этих бесед, которые могут быть гораздо более жёсткими для оппонента). Я бы на месте руководителя коммерческой структуры рассмотрел и проанализировал эту ситуацию в более широком смысле, нежели банально грубый стиль общения.
Для московских фээсбэшников агрессивное поведение в целом не характерно, но нетактичное поведение со стороны силовиков порой случается, говорит основатель и СЕО консалтинговой группы компаний vvCube Вадим Ткаченко. Он видит в этом человеческий фактор.
Однако в целом бизнес довольно часто сталкивается с произволом со стороны разных правоохранительных органов, отметил ведущий юрист «Европейской юридической службы» Олег Черкасов. Причин много: незнание тонкостей процессуального законодательства, осознанные нарушения (например, когда сгорают процессуальные сроки), а также «желание показать власть», отмечает эксперт.
Что делать бизнесу в подобной ситуации
Исход подобных инцидентов может быть разный, отмечает Олег Черкасов. «Тут как себя поставишь», — добавил он. Вот его рекомендации:
-
Прежде всего попросите предъявить служебное удостоверение. Нужно помнить, что вы находитесь на своей территории, правоохранитель при этом исполняет свои обязанности. Фиксируйте происходящее на видео, риска нарушить личную или семейную тайну сотрудника в данном случае нет.
-
Что конкретно говорить или не говорить сотруднику правоохранительных органов, зависит от цели его визита и предъявляемых им требований. Всегда можно воспользоваться ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
-
Диалог необходимо вести в спокойном русле.
-
Если вам предлагают получить повестку на допрос, адресованную не состоящему в штате лицу, примите её, но в дальнейшем направьте письменный ответ, что обеспечить исполнение повестки не представляется возможным, так как соответствующий сотрудник в организации не работает.
-
Если от вас требуют предоставить документы, попросите мотивированный письменный запрос. В нём должна содержаться отсылка на материал проверки, уголовное дело в рамках которых и делается соответствующий запрос.
-
Обратите внимание оппонентов, что в их действиях усматриваются признаки состава преступления по ст. 285 и 286 УК РФ (злоупотребление и превышение должностных полномочий соответственно).
-
Действия представителей следственных и правоохранительных органов можно обжаловать либо в порядке подчинённости (то есть внутри органа, вышестоящему должностному лицу), либо в суде. К первому варианту стоит добавить звонок по горячей линии или телефону доверия. Практически у каждого силового ведомства есть выделенный номер для оперативного реагирования на незаконные действия (бездействия) их сотрудников.
Фото: depositphotos.com