«Я чуть с ума не сошла!» Как европейцы выживают в российском бизнесе
«Удивляет, что до сих пор здесь работаю»
Христос Кесидис (Греция), в России 30 лет
Основал компанию по поставке в Россию греческих продуктов питания, а затем организовал производство сыров, греческого йогурта и приправ в Смоленской области.
О специфике бизнеса в России
— Приходится констатировать излишний бюрократизм и сложные, запутанные, а иногда и не стыкующиеся конструкции в законодательстве. Хотелось бы более простых и понятных регламентов. Думаю, от этого страдают все предприниматели в России. Но нужно оставить свой устав дома и принять правила игры страны, в которую приехал.
Пример: информацию о вакансиях в службу занятости нужно подать до 10-го числа месяца. 11-го числа у нас срочно увольняется водитель, без отработки. 12-го числа мы размещаем объявление о вакансии, потому что нам очень нужно возить молоко. Через несколько дней служба занятости выставляет нам претензию о несоблюдении процедуры и налагает штраф 5 000 рублей. Мы и коровы должны были ждать следующего месяца, чтобы подать сведения в службу занятости и только после этого начать искать водителя?
Что удивляет в России
— Удивляет, что я до сих пор здесь, работаю и развиваюсь. Шутка. А если серьёзно, то неприятно поражает главенство карательного принципа над предупредительным. Как в бизнесе, так и в обычной жизни.
В Греции смысл работы контролирующих органов сводится к безопасности на производстве и качеству продукции. Инспектор обозначает нарушения и даёт время их устранить. Предприниматели понимают, зачем это нужно, и стараются побыстрее выполнить все требования, чтобы продолжить работу.
В России же инспектор сразу приходит с целью наказать. Проверка результативна, если по ней есть доначисления. Складывается впечатление, что дополнительное пополнение бюджета важнее, чем безопасная среда.
О коррупции
— С коррупцией или неправомерными требованиями проверяющих на личном опыте сталкиваться не приходилось.
Где легче добиться успеха
— В Греции продуктовый рынок давно поделён крупными игроками. И там наши продукты были бы обычными. А в России мы придерживаемся культуры производства натуральных продуктов питания и искренне стремимся донести её до большого круга потребителей.
«Жить в России стало опаснее»
Юдит Валерия Бакша (Венгрия), в России 14 лет
В 2018 году основала дистрибьюторскую компанию, которая продвигает в России венгерские бренды декоративно-отделочных материалов для интерьеров. Продукцию позиционирует как экологичную и эксклюзивную.
О специфике бизнеса в России
— Основной плюс и одновременно минус, что законы в России часто принимаются с размытыми формулировками. Это порождает неясность, но с другой стороны — гибкость системы в целом. Как говорится, «всё можно решить». И я не про взятки, а про то, что можно найти разные подходы к решению одного вопроса.
Иностранные граждане, которые находятся в России по виду на жительство, получают разрешение на работу в том регионе, где зарегистрированы. Я живу в Московской области и могу работать только в Подмосковье. По квоте получить разрешение на работу по найму в Москве почти нереально, а оформлять визу на высококвалифицированного специалиста — слишком затратно.
Зато как ИП я могу нанимать сотрудников и арендовать в Москве офис. Как только мой бизнес выйдет на определённый уровень, я перейду на ООО. Кстати, очень странно, что в России ООО может работать на упрощённой системе налогообложения — в Венгрии для них только общая система с НДС.
Много раз слышала от разных людей, что иностранцы не понимают российскую реальность. Этим можно пользоваться: люди, особенно в госучреждениях, рады помочь тебе и делают чуть больше, чем делали бы русскому человеку, и всё это с улыбкой.
Английский язык в сфере малого бизнеса мало кто знает, но, когда я разговариваю на русском, партнёры сразу это оценивают.
Интересно, что мало кто из сотрудников читает свой трудовой договор. Подписывают, почти не ознакомившись с условиями. И о зарплате думают только «чистыми» на руки. Сколько уходит на налоги — с этим вообще не считаются.
Из мелких неприятностей: не все функции в интернет-банках адаптированы под иностранцев. Нас мало, разработка дорогая и неприоритетная. Так, например, я не могла переводить деньги со своего счёта в евро физлица на свой счёт в евро юрлица. Пришлось дважды конвертировать сумму в рубли и потерять на разнице курса.
Также некоторые отчётности приходится сдавать лично, так как система не автоматизирована для иностранцев.
Что удивляет в России
— Удивляет и очень не нравится то, что от предпринимателей требуется много бумаг. Когда я столкнулась с тем, что есть счёт, счёт-фактура, акт, я почти с ума сошла. Я занимаюсь импортом, и при ввозе товаров тоже требуют очень много непонятных для меня документов. Для каждого таможенного оформления я должна подписать кучу допсоглашений с моими партнёрами. Они уже смеются над этим.
О коррупции в России
— Я лично пока не сталкивалась с проблемой коррупции, наверное, моё дело ещё слишком молодое. Под проверку попала только один раз, когда приходили из Фонда социального страхования. Предоставила документы, и пока всё в порядке.
Если смотреть широко, то в последние годы жить в России стало опаснее. Достаточно громких событий лета и осени: дело Голунова, «московское дело»... Поэтому да, здесь в любой момент можно оказаться в трудной ситуации, в том числе бизнесменам. Плюс к этому взять невероятную статистику оправдательных решений судов — около 0,2%.
Конечно, есть чего опасаться. Недавно, общаясь с представителями венгерского посольства, как раз говорили, что венгерские компании боятся выходить на российский рынок.
Где легче добиться успеха
— Если говорить о концепции торговли экологичными материалами, наверное, в Венгрии было бы легче. Там «экоосознанность» людей выше. Но там наш товар был бы местным и не таким интересным.
«В России не работает только тот, кто не хочет»
Луиджи Подди (Италия), в России 3 года
В 2017 году вместе с партнёром — шеф-поваром из Италии открыл в Челябинске пиццерию-тратторию.
О специфике бизнеса в России
— Для работы итальянской пиццерии продуктовые санкции — настоящая проблема. Мы стараемся делать максимально традиционные блюда, но периодически сталкиваемся с перебоями в поставках продуктов, даже не входящих в санкционный список: например, прошутто. С выдержанными сырами ситуация плачевная, поэтому мы их не используем. Мягкие сыры (моццарелла, буррата, страчателла) местные производители изготавливают на достаточно хорошем уровне, поэтому здесь проблем нет.
В России намного меньше налоги. В Италии на них уходит порядка 60% заработка. В России даже с учётом налогов на персонал всё равно получается намного меньше. Сейчас у нас ЕНВД (единый налог на вменённый доход), поэтому платежи совсем небольшие: 15% после вычета расходов не сравнятся с итальянскими налогами.
Что удивляет в России
— Миграционное законодательство в России не до конца проработано. Чтобы получить разрешение на временное проживание, мне пришлось после подачи документов выезжать из России и делать новую визу.
В Италии вид на жительство по браку выдают в день обращения и на пять лет, без сдачи медицинских анализов и языкового экзамена. В России же разрешение на временное проживание дают на три года. Каждый год нужно приходить в УФМС и сдавать декларацию с указанием доходов и всех выездов из страны. Непонятно зачем, ведь эта информация есть у них в базе данных.
В Россию нельзя привезти близких родственников по воссоединению семьи — например, сына. В Италии это возможно.
О коррупции
— С коррупцией нам сталкиваться не приходилось. У нас очень мелкий бизнес. Единственное, были проблемы с миграционной службой — возможно, по наводке кого-то из конкурентов, но мы не уверены на 100%. Суд встал на нашу сторону.
Где легче добиться успеха
— Мы стали центром притяжения для любителей итальянской кухни Челябинска. Наши посетители становятся нашими друзьями. Тронуло, когда детки попросили автограф на коробке из-под пиццы. В Италии такого успеха, конечно же, не было бы. Там много хороших пиццерий, где рецепты передаются из поколения в поколение.
Политическая и экономическая ситуация в Италии нестабильна, сложно строить долгосрочные планы. Там большие проблемы с занятостью и миграционной ситуацией. Найти работу самостоятельно практически нереально, только через знакомых. И даже если трудоустроился, невозможно строить планы на будущее, поскольку договоры заключают на один или три месяца, а по их истечении не факт, что продлят.
В России же не работает только тот, кто не хочет работать. В пиццерии мы часто испытываем сложности с поиском персонала: люди не приходят даже на собеседование и не предупреждают, что не придут.
«Можно рассчитывать на честный фидбэк»
Джонатан Диболт (Франция), в России 2 года
В 2019 году стал основным учредителем центра бизнес-коучинга для детей в Москве
О специфике бизнеса в России
— Начнём с того, что процесс регистрации компании достаточно сложен. А найти говорящих по-английски людей в российской районной администрации или налоговой инспекции невозможно. Пришлось нанимать переводчиков, чтобы они работали со специальной компанией, которая консультировала по регистрации юридического лица.
В европейских странах в администрации всегда можно найти людей, говорящих на английском, даже если официальный язык страны другой. И обычно помощь со стороны не нужна, можно разобраться в процессе самому.
Несмотря на распространённое убеждение, что русские люди закрыты и мало эмоциональны, мне нравится коммуницировать с людьми здесь. Во всяком случае можно всегда рассчитывать на честный фидбэк.
Наверное, вести бизнес в России не сложнее, чем во многих других европейских странах. Я мог бы сказать, что бизнес-процессы в России уже достаточно отлажены благодаря технологиям: отношения с администрацией или бухгалтерией могут происходить онлайн, что, несомненно, помогает малому бизнесу.
Что удивляет в России
— В России по-прежнему есть две составляющие ведения бизнеса. Одна очень технологична и упрощает многие процессы, а другая всё ещё традиционна — использование печати и бумажная работа невероятно важны в России. Это краеугольный камень существования российского бизнеса. Во Франции и Англии печать не нужна уже 20 лет.
Чтобы подтвердить расходы в европейском налоговом учёте, достаточно иметь счёт (invoice), где отдельной строкой выделен НДС. В России счёт — это всего лишь документ на оплату, его недостаточно. Нужно подписать ещё акт выполненных работ, а для подтверждения НДС нужен ещё счёт-фактура. Мне понадобилось время, чтобы во всём этом разобраться.
О коррупции
— По моему пока небольшому опыту, деловой климат в России вполне благоприятный. С коррупцией я не сталкивался.
Где легче добиться успеха
— Россия — страна с высоким потенциалом для моего бизнеса: родители понимают необходимость дополнительного образования их детей. В Европе я пока не встречал детских бизнес-школ, и, думаю, позднее мы их откроем и будем иметь успех и там.
В России непонятные и запутанные законы, сложный документооборот и суровые проверяющие органы. Но, как следует из рассказов собеседников «Секрета фирмы», даже в таких условиях вести малый бизнес ненамного сложнее, чем в более цивилизованной Европе.
Фото: bigstockphoto.com